От любви до нефти. Куда выведет Минск и Москву нефтяной спор и транзит власти
24.01.2020 11:56
—
Разное
|
Отказ от российский нефти – это не про экономику. Минск делает политический жест, которым хочет лишить Москву одного из ее главных козырей в отношениях. Пока неясно, как долго Лукашенко сможет это себе позволять, особенно в год президентских выборов В декабре все ожидали, что Минск и Москва подпишут амбициозный план "интеграции". Российские оптимисты-имперцы и алармисты в остальном мире предрекали, что Россия начнет поглощение Беларуси, чтобы решить проблему 2024 года или просто поднять рейтинг. Скептики ждали, что стороны подпишут декларативные документы и по традиции заболтают их в процессе. Но все пошло по третьему пути – Минск и Москва не договорились даже о символических соглашениях. Вместо этого они по уже проторенной дорожке вошли в новогодний нефтегазовый конфликт, который может поставить крест на всем интеграционном диалоге. Зависшие картыДиалог об "углублении интеграции" принято отсчитывать от «ультиматума Медведева» – в декабре 2018 года теперь уже бывший российский премьер заявил, что, если Минск хочет сохранить нефтегазовые преференции, то нужно выполнять "союзный" договор двадцатилетней давности. За следующий год два правительства смогли почти полностью согласовать план хотя бы частичного сближения – гармонизации законов двух стран. Но к декабрю 2019-го в риторике сторон проявились два ключевых разногласия, которые застопорили процесс. Первая проблема – неспособность договориться о порядке ходов. Это следствие кризиса доверия между Минском и Москвой – стороны слишком давно знают друг друга, чтобы верить на слово. Поэтому Минск настаивал на выполнении своих условий еще до начала гармонизации правовых систем или параллельно с ней. Речь шла о том, чтобы Россия компенсировала белорусским НПЗ свой налоговый маневр в нефтяной сфере, а также продавала Беларуси газ по внутрироссийским ценам. Москва готова была обсуждать эти пряники только после реализации дорожных карт. Вторая, более серьезная проблема обнажилась в последний момент. Сначала Путин, а затем Медведев заявили, что интеграция будет неполной без наднациональных органов и единой валюты. По словам Медведева, эти вопросы описаны в 31-й дорожной карте, которую Минск не хочет подписывать. С самого начала было понятно, что глубокая интеграция стран не может работать без общих институтов. Но весь год стороны, как будто сговорившись, делали вид, что могут изобрести велосипед по-новому – интегрироваться глубже, чем сегодня, но лишь на уровне законов, не создавая институциональную надстройку. Когда стало ясно, что Лукашенко не собирается подписывать дорожные карты без нефтегазовых уступок, в Москве, очевидно, решили закончить с дипломатией и огласить, что они хотят видеть на самом деле – полноценный политический союз. После этого компромисс стал невозможен. Наднациональные органы и единая валюта теоретически приемлемы для Минска, только если в этих органах и вопросе эмиссии валюты Беларусь имеет равный голос с Россией. Невозможно представить себе российскую власть, которая на это согласится. Без таких гарантий даже разговаривать на эти темы для Лукашенко опасно – это торговля суверенитетом. Поэтому в своем интервью «Эху Москвы» он резко ответил президенту и премьеру России, что стороны давно договорились не обсуждать единую валюту и органы управления. А Медведев, который раскрыл содержание токсичной 31-й дорожной карты, мол, вообще не в курсе дел – его не было на последних переговорах, раздраженно заявил Лукашенко. Нефть раздораК новому году Минск и Москва подошли без контрактов по нефти и согласованных цен на газ. Путин и Лукашенко созвонились дважды 30 и 31 декабря. Газовый вопрос они временно уладили – белорусский посол Владимир Семашко и глава «Газпрома» Алексей Миллер договорились сохранить прошлогоднюю цену еще на два месяца. А вот российская нефть 1 января перестала поступать на белорусские НПЗ. Корень разногласий в цене. Российская нефть для Беларуси дорожает из-за налогового маневра, и в 2020 году должна стоить 83% от мировой цены. Чтобы сделать поставки привлекательными для российских компаний, Минск последние восемь лет платил им небольшую премию – $10 за тонну нефти – и не хочет больше этого делать, ссылаясь на налоговый маневр и ухудшение качества нефти. Но эта мелочь, которая обходится Беларуси около $200 млн в год, стала лишь поводом для спора. Причина же – в уверенности Минска, что его год за годом водят за нос в нефтяном вопросе. С белорусской точки зрения Москва сначала вывела нефтяной рынок за рамки Евразийского экономического союза, пообещав поставлять сырье без пошлины на белорусские НПЗ. А потом не только начала обнулять эти выгоды своим налоговым маневром, но и выставила политические условия для его компенсации. Затем, когда в прошлом году в трубу попала грязная нефть, Беларуси, самой пострадавшей от инцидента, последней не выплачивают компенсацию и лишь на днях согласовали механизм подсчета ущерба. Когда Минск предложил возместить убытки через повышение тарифа на транзит нефти на 17%, «Транснефть» отказалась. Ко всему прочему Минск теряет почти полмиллиарда долларов на отмене схемы перетаможки. По ней с 2017 года Минск согласился на цену на газ, которую считал завышенной, а Москва в порядке компенсации согласилась поставлять в Беларусь 6 млн тонн беспошлинной нефти, которую можно было просто перепродать по мировой цене. Эта схема истекла вместе с газовым контрактом 31 декабря прошлого года. Отказавшись покупать нефть на российских условиях, Лукашенко пошел на принцип, не захотел стерпеть унижение. Нефть без премии согласились поставлять только компании Михаила Гуцериева, друга Лукашенко. Объем поставок – в несколько раз меньше того, что белорусские НПЗ планировали переработать за январь. По сути, они теперь работают в режиме минимальной загрузки, чтобы обеспечить страну бензином.
|
|