В 2020 году высшие учебные заведения на дневной форме обучения за счет бюджета оканчивают порядка 19 тысяч человек. Еще 18 тысяч получат среднее специальное и 23 тысячи — профессионально-техническое образование. Об этом сообщил начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.
Фото: архив БЕЛТА
Помогут с работой и платникам, но по их желанию
— Процедура распределения выпускников учреждений высшего, профессионально-технического и среднего специального образования, которые получают образование за бюджетные средства на дневной форме обучения, фактически идентична. Она представляет собой не что иное, как определение первого рабочего места молодому специалисту в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, — отметил Сергей Касперович. — В свою очередь процедура, связанная с направлением на работу так называемых «целевиков» (они тоже получают образование за счет средств бюджета), называется направление на работу. Кстати, такие направления могут получать и выпускники платной формы получения образования по собственному желанию.
Представитель Министерства образования считает, что процедуры распределения и направления на работу идут на пользу как нанимателю, так и выпускнику.
— Наниматели удовлетворяют свои кадровые потребности, а выпускники без проблем получают первые рабочие места в условиях конкуренции на рынке труда, — пояснил Сергей Касперович. — Фактически 100% выпускников всех уровней (высшего, среднего-специального и профессионально-технического образования), которые обучались на дневной форме за бюджетные средства получают эти первые рабочие места по распределению. Так гласит статистика последних нескольких лет.
В чем плюсы распределения?
Кроме гарантированного получения первого рабочего места по полученной специальности, молодые специалисты могут рассчитывать на ряд преимуществ.
— Это отсутствие испытательного срока при приеме на работу, — перечисляет плюсы Сергей Касперович. — Нанимателю запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора с прибывшим молодым специалистом по распределению, ограничены возможности нанимателя по увольнению молодых специалистов, их переводу на работу, не связанную с полученной специальностью. Кроме того, при приеме на работу молодым специалистам положены по законодательству еще и определенные дополнительные выплаты. Это компенсации, связанные с переездом на работу в другую местность, денежная помощь в размере либо месячной стипендии (это касается выпускников, получивших высшее образование или среднее специальное) либо из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) — речь идет о выпускниках профессионально-технического учреждения образования.
Кроме того, молодым специалистам предусмотрен широкий спектр поддержки со стороны местных органов власти, а также нанимателя.
— Это поддержка может заключаться в определенных особых подходах по формированию оплаты труда, вопросах, связанных с оплатой съемного жилья, решении жилищного вопроса уже на постоянной основе, — добавил представитель Министерства образования.
Кадры готовят под потребности рынка труда
Сергей Касперович также обратил внимание, что распределение — конечная стадия фактически всей системы подготовки кадров на всех уровнях получения образования.
— Процесс подготовки начинается с так называемого заказа кадров, который осуществляется нанимателями. То есть система образования получает информацию от заказчиков кадров о потребности экономики в кадрах на пятилетний период по профессионально- квалификационным группам. Исходя из этого формируются контрольные цифры приема, — рассказал начальник главного управления профессионального образования. — Системы заказа кадров, подготовки и, наконец, распределения и направления на работу позволяют в достаточно высокой степени соблюдать паритет, а именно обеспечивать соответствие структуры подготовки кадров со структурой кадровых потребностей рынка труда. Если еще недавно говорилось о том, что на рынке некий избыток юристов и экономистов, то сегодня подходы скорректированы и позволяют весьма эффективно готовить кадры для всех отраслей экономики.
Источник: