«Люди должны видеть, сколько налогов платят». Эксперты оценили готовность общества влиять на бюджет
22.06.2020 09:40
—
Разное
|
Эксперты SYMPA/BIPART Жанна Кулакова, Наталья Рябова и Светлана Кулеш провели исследование «Участие общественности в бюджетной политике». В работе проанализированы готовность и потребности участия в бюджетной политике со стороны белорусского гражданского общества и граждан Беларуси. «Бюджетные мифы»Выяснилось, что белорусы склонны завышать оценку собственных знаний о бюджете, пишет Например, 82% участников онлайн-опроса отметили, что хорошо знают либо имеют общее представление о том, что такое местный бюджет. Однако опрос позволил выявить ряд «бюджетных мифов», заключающихся в неверном представлении об основных направлениях расходов местных бюджетов. Среди пяти основных направлений расходов бюджетов базового уровня респонденты ошиблись в четырех пунктах. Содержание госорганов, суды и милиция, госдолг не получают из местных бюджетов значительных средств, а пенсии и пособия финансируются за счет внебюджетных источников. Однако эти четыре сферы были отмечены как самые финансируемые. В топ-5 вошел лишь один вариант, который действительно получает значительное финансирование из бюджетов базового уровня – ЖКХ, жилищное строительство и благоустройство населенных пунктов. «Одной из причин низкой удовлетворенности граждан проводимой бюджетной политикой может быть низкий уровень бюджетной грамотности населения и связанные с ним распространенные «бюджетные мифы», — считают исследовательницы. — Информируя граждан о проводимой бюджетной политике, местные власти, возможно, смогут не только повысить бюджетную грамотность населения, но и снизить уровень недовольства в обществе». Низкий уровень бюджетной грамотности населения может быть связан с отсутствием работающих механизмов участия в бюджетной политике. «Не имея возможности влиять на принятие бюджетных решений, люди проявляют мало интереса к бюджетной тематике, кроме того, усиливается склонность граждан к уклонению от налогов», — отмечается в исследовании. Что предлагают активистыНизкий уровень осведомленности о проводимой бюджетной политике не только широких слоев населения, но и активистов является одним из факторов, препятствующих вовлечению общественности в бюджетную политику. Организации гражданского общества видят следующие пути решения проблемы: рассказывать о бюджете проще и понятнее; рассказывать о бюджете от лица чиновников самого высокого уровня; учить бюджетной грамотности в рамках школьного образования; люди должны видеть, сколько налогов платят, и понимать, что за счет налогов формируется бюджет. Одна из ключевых проблем в области общественного участия в бюджетной политике – отсутствие работающего и понятного механизма, с помощью которого можно влиять на принятие бюджетных решений. ОГО предложили использовать онлайн-опросы для выявления проектов, которые нужно профинансировать в первую очередь, использовать преимущественно онлайн-формат обсуждений, по глобальным вопросам, связанным с бюджетной политикой, проводить референдумы, а также внедрить в Беларуси институт бюджетов гражданского участия. Чем недовольны гражданеЗначительная доля граждан не удовлетворена бюджетной политикой, которую проводят местные органы власти. Средняя оценка удовлетворенности работой по обеспечению образования составила 2,84 балла по 5-балльной системе, по благоустройству – 2,77 балла, по обеспечению здравоохранения – 2,39 балла. Информирование о проводимой бюджетной политике граждане оценили ниже всего (1,93 балла). Кроме того, подавляющее большинство респондентов негативно оценивает поддержку местными органами власти инициатив жителей по решению проблем населенных пунктов: 53% опрошенных в той или иной степени не удовлетворены поддержкой местных инициатив, а удовлетворены — лишь 10%. При этом 37% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. «Такая высокая доля неопределившихся может свидетельствовать о крайне редких, эпизодических попытках взаимодействия гражданского общества с местной властью», — отмечают исследовательницы. Чего хотели бы гражданеОпрос показал, что значительная часть граждан Беларуси хотели бы принимать участие в бюджетной политике на местном уровне. Так, 34% опрошенных отметили, что, безусловно, хотели бы принять участие в распределении части бюджетных средств на дорожное хозяйство, уличное освещение, благоустройство территории и на другие вопросы, влияющие на условия жизни в населенном пункте. Еще 17% выразили готовность принимать участие при условии, что для этого не потребуется больших усилий. 13% респондентов выразило сомнения в том, что их идеи могут оказаться полезными для населенного пункта, а 23% сочли, что распределением бюджетных средств должны заниматься местные органы власти. Всего 3% опрошенных отметили свое безразличие к распределению бюджетных средств. Среди респондентов, выразивших желание принимать участие в бюджетной политике в той или иной форме, основная масса – 43% – отметила, что наиболее важными вопросами, требующими общественного обсуждения, являются расходы на социально-значимые сферы: здравоохранение, образование, благоустройство. 35% респондентов считают, что больше всего в общественных обсуждениях нуждаются проекты местных бюджетов, содержащие сметы всех доходов и расходов.7% отметило, что общественных обсуждений требуют общие направления бюджетной и налоговой политики, 4% — все, что касается заимствований. 9% затруднилось ответить на вопрос. Оценивая свой собственный возможный вклад в формирование бюджетных политик населенных пунктов, треть респондентов выразила готовность принимать участие в голосованиях за проекты, требующие бюджетного финансирования. 28% опрошенных могло бы оказывать помощь людям, чьи идеи и проекты кажутся полезными, а 7% выразило готовность к активному участию: самостоятельной генерации идей, презентации своих проектов, поиску единомышленников и участию в реализации проектов, требующих бюджетного финансирования. 16% опрошенных отметили, что не готовы внести свой личный вклад в формирование бюджетной политики своего населенного пункта, в том числе 9% — по причине того, что не готовы тратить на это свое время, и 7% — по причине того, что мало понимают в бюджетных вопросах. Какие сферы требуют общественного вниманияСреди отраслей, которым нужно уделять особенное внимание при планировании местного бюджета, большинство респондентов отметило здравоохранение (66,6% голосов). На втором месте оказалось образование (42,1%), на третьем – ЖКХ и благоустройство населенных пунктов (42%). «Примечательно, что эти три сферы, как правило, представляют собой топ-3 направления расходов из бюджетов базового уровня. И расходы именно на эти сферы респонденты считают важным выносить на общественные обсуждения», — подчеркивают исследовательницы. Среди важных отраслей, требующих повышенного внимания, также была отмечена социальная поддержка граждан (32,7%), поддержка экономики (15,6%), культура (11,9%). Рекомендации исследовательницИсследовательницы рекомендуют республиканским и местным органам власти при участии заинтересованной общественности разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение бюджетной грамотности населения. В частности, принять меры по продвижению публикуемых Министерством финансов «Бюджетов для граждан» и обеспечению более широкого охвата аудитории. Для повышения прозрачности государственных финансов они предлагают регулярно публиковать фактические данные о расходах республиканского и местных бюджетов по ведомственной классификации, плановые данные о доходах и расходах консолидированного бюджета по функциональной, экономической и ведомственной классификации, а также обязать распорядителей бюджетных средств публиковать подробные отчеты о расходах. Еще одна рекомендация — предоставлять бюджетные данные в любой детализации по запросам граждан и юридических лиц. В случае поступления массовых запросов на одни и те же данные (от 10 запросов в год) приступить к их публикации в открытом доступе на регулярной основе. По мнению авторов исследования, органам исполнительной власти следует проводить консультации с экспертным сообществом и ОГО по вопросам бюджетной политики путем создания специальных консультативных комитетов (советов), учитывать результаты консультаций при разработке проектов республиканского и местных бюджетов. Органам законодательной власти они предлагают проводить открытые обсуждения проектов республиканского и местных бюджетов исполнительной власти с участием экспертного сообщества и ОГО. Органам исполнительной и законодательной власти – отслеживать общественное мнение о проводимой бюджетной политике, собирать обратную связь от граждан и отдельных социальных групп посредством опросов, личных и онлайн-обсуждений; учитывать полученную информацию при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов; предоставлять отчетность о том, каким образом собранные идеи и мнения были учтены либо не учтены в проводимой бюджетной политике. Еще одна рекомендация — опробовать на пилотных проектах партисипативное бюджетирование (бюджеты гражданского участия) на местном уровне. Как отмечается в выводах исследования, высшему контрольному органу следовало бы расширить инструментарий, посредством которого общественность может сигнализировать о возможных нарушениях, связанных с бюджетной политикой, путем создания интерактивного интернет-портала с функцией подачи жалоб/обращений; публиковать на портале отчеты об итогах всех проверок, связанных с бюджетом, в том числе проверок, инициированных гражданами и юридическими лицами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эксперты SYMPA/BIPART Жанна Кулакова, Наталья Рябова и Светлана Кулеш провели исследование «Участие общественности в бюджетной политике». В работе проанализированы...
|
|