«Родители говорили: „Идите на нормальную работу, как все“». Братья, которых не воспринимали всерьез, забрали долю рынка стройматериалов и не хотят останавливаться
03.11.2022 08:01
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness На старте их было всего двое, а сейчас работает 60 человек. Обороты выросли более чем в 20 раз, складские площади — с 36 м² до 27 000 м². «Про бизнес» пообщался с одним из учредителей и директором компании «Можно было просто работать с утра до ночи. Это нам нравилось»— Мы с братом поступили в 2005 году на журфак БГУ. Через полгода поняли, что не хватает практики, какого-то реального дела. Поэтому собрались уйти в строительный колледж, чтобы обучиться штукатурным работам и укладке плитки. В школьные годы мы работали на стройке, поэтому понимали, что там можно хорошо заработать. В университете посоветовали доучиться первый курс и затем перейти на заочку. Мы так и сделали. После окончания первого курса устроились на работу к частнику, решив, что научимся у него всему необходимому еще быстрее, чем в колледже. Спустя полгода сотрудничества с ним поняли, что уже можем работать самостоятельно на простых объектах и нам не нужен начальник. В то время в Уручье было много гаражных кооперативов и многие хозяева нуждались в ремонте. Это был как раз наш вариант. Начали работать на себя. Конкуренции как таковой там не было. Это было такое удовольствие! Никто не говорил во сколько нужно приходить и уходить с работы, не требовалось никому подчиняться и можно было просто работать с утра до ночи. Такой уровень свободы был для нас откровением и мотивацией. Мы проработали так около 2 лет, зарабатывая даже по нынешним меркам неплохие деньги. В то время в Уручье был магазин «Первомайский» — приходил туда и просто сгребал чипсы, сладости, возвращался домой и ел все это без конца, потому что раньше у нас в семье такой возможности не было. Как и многие в 90-е, мы один батончик «Марс» делили на пятерых. Начинали работать вдвоем с братом-близнецом, затем уговорили присоединиться к нам старшего брата, так и руководим компанией до сих пор. Дерматиновая сумка, блокнот и калькуляторНаши родители — люди интеллигентного советского склада и в семье бизнесом никто не занимался, поэтому начинать было непросто. Работа на стройке в моем понимании еще не была бизнесом, хотя нам очень нравилось это дело. Я понимал, что за день можно качественно уложить максимум 12 «квадратов» плитки. Больше — почти невозможно. То есть потолок заработка стал понятен достаточно быстро. К тому же на стройке был постоянный дефицит общения: утром пришел, к ночи ушел — за целый день бывает ни с кем и не поговоришь. Сначала это нравилось, потом — нет. А еще нам стало понятно, где есть свободная ниша: много раз приходилось заказывать материалы, и мы видели, как это можно делать лучше. В торговле не было ограничений по заработку, а мы понимали, в каких стройматериалах нуждаются люди, чего нет сегодня на рынке и что мы можем предложить. Когда приходили на стройрынок заказывать материалы, местные предприниматели казались нам небожителями. Мы заряжались от них какой-то бешеной энергией и работали потом на этом заряде целую неделю. Нас тянуло в эту сферу как магнитом. Ни начального капитала, ни понимания, как вести дела, у нас не было — только огромное желание и $ 4500, которые быстро разошлись. К тому же нас постоянно что-то сбивало с толку: на тот момент нам было 22−23 года и в голове постоянно вертелись мысли о том, что есть более перспективные, хоть и неинтересные занятия, например, торговля ценными бумагами. Так мы и мучались несколько лет — пробовали работать параллельно в разных сферах. Иногда родители нам говорили: «Чем вы занимаетесь? Идите на нормальную работу, как все». Переломный момент наступил, когда однажды осенью мы задумались о нашем будущем и пришли к выводу, что с таким подходом, как сейчас, ничего не достигнем. Тогда решили, что сосредоточимся только на одном деле, прекращаем мечтать-сомневаться. Когда мы пришли работать на оптовую базу возле стройрынка Уручье — у нас с братом было по дерматиновой сумке на плече, в которых блокнот и калькулятор. Эта база снабжала материалами стройрынок «Уручье». Там — розница, здесь — оптовики. По всей базе размещалось около 20 организаций, маленький Шанхай в общем-то. На нас смотрели как на сумасшедших: «Кто вы такие? Откуда появились? Здесь все поделено!». Как ни странно, но нам помогло творческое мышление, отсутствие бизнес-образования и средств. У нас просто не было денег, чтобы открыть свою точку на рынке за $ 12.000, быть одними из ста, выдерживать ценовую конкуренцию и при этом развиваться. Зачем было приезжать на рынок за выпиской, а потом за получением товара на склад, если можно продавать сразу, по образцам, с оптового склада? Для такой торговли достаточно было открыть ИП и не обязательно иметь торговый объект. Кажется все просто, но тогда этот подход был нестандартным. Оставался вопрос: как брать товар не имея денег, да и как договориться, чтобы его вообще отдавали? Ведь тогда разлеталось все влет и без нас. В итоге один предприниматель согласился познакомить нас с некоторыми поставщиками — наверное посочувствовал. Я до сих пор очень благодарен этому человеку. Для нас это стало настоящим открытием. Как сейчас помню: была зима, мы сели в старенький Ford Sierra и съездили в несколько фирм. Всего было 4 поставщика, часть из которых работает до сих пор. Мы с ними и сейчас сотрудничаем. Привлекали клиентов через замечательный журнал «Стройка». На рекламу уходило около 50% нашего заработка, она прекрасно работала и окупалась. За отпущенный товар рассчитывались с поставщиками спустя неделю. Так и работали. Всерьез нас никто не воспринимал, просто постепенно привыкли, что мы есть. Как только лучше пошла торговля, мы купили первую грузовую машину. Потом договариваться с производителями стройматериалов стало легче: многие были сами заинтересованы в организации поставок, так как видели, что работаем с их конкурентами. Мне кажется, это иллюзия, что можно нанять людей и полностью выйти из операционки. Даже если стараешься проводить меньше времени в офисе — работа всегда в голове. Пускай уже не работаю как раньше по 14 часов в день, бывает и 8 часов, но все равно думаю про работу и ночью. Уже нельзя просто придти домой, закрыть дверь и забыть обо всем. Чем крупнее организация, тем больше ответственности. Не нужно об этом забывать, если хотите расти. Эта ответственность работает как мотивация для развития. «С каждым годом рентабельность падает»С каждым годом по мере роста конкуренции рентабельность падает. Всего на рынке 5−7 основных игроков. Чистая прибыль с единицы товара сейчас существенно меньше. И все же этот рынок невозможно монополизировать в силу ряда особенностей. Каждый предприниматель строит свой бизнес под себя, под свое мировоззрение. Да и когда кто-то становится «слишком большим», прорабы не хотят покупать у него, ориентируясь по принципу «лучше я помогу маленькому». Негатива к конкурентам нет, ведь благодаря соперничеству мы развиваемся. Это своего рода спорт, игра. Нам часто предлагают продать бизнес, но мы отказываем: не вижу смысла, это семейное дело и нам нравится быть хозяевами, принимать решения. Наши клиенты — это физлица и прорабы. Прорабам все время нужны стройматериалы и они наши постоянные клиенты. Физлица также, по данным CRM, очень часто совершают повторные покупки. Если быть точным — 86% клиентов возвращаются к нам снова. Сейчас строители стали избирательнее и хотят работать только с материалами высокого или очень высокого качества. Если раньше профиль для гипсокартона выбирали попроще, то теперь только KNAUF. До выхода На данный момент мы работаем по этому постановлению и отгружаем товар за безналичный расчет. Потребовалось время, чтобы наладить программу и перестроить работу с поставщиками. Что касается Нашим клиентам мы предлагаем дисконтную программу, рассрочку и бесплатную доставку от определенной суммы. Также есть программа для новоселов. Постоянно работаем над сервисом и, мне кажется, это одно из главных наших преимуществ. Если увижу, что сотрудник ведет себя невежливо с клиентом — могу часами с ним беседовать о принципах нашей работы. Не хочется стать бездушной, скучной организацией, которая работает по инерции, а руководители потеряли к ней интерес. Также у нас есть два вида контроля качества, которые дают много полезной информации. А на сайте размещена рубрика «Написать директору», куда приходит ценная обратная связь, за что я очень благодарен нашим клиентам. В продвижении мы используем стандартные каналы: контекстная реклама в Google, «Яндекс.Директ» и соцсети. Иногда даем рекламу на радио и телевидении. Сарафанное радио также очень помогает — так приходят около 35% новых клиентов. О кризисах, «дурацком» подходе и планах на будущееНепросто работать в период курсовых скачков. С остальным все неплохо. Я думал будет хуже. У нас свой «дурацкий» подход: как только наступает кризис, нам становится интереснее развиваться. Штат стараемся сильно не сокращать — как тогда развиваться? Год назад мы целиком заняли оптовую базу в Уручье, на которую когда-то давно приходили ничего не имея. Недавно открыли вторую — на Казинца. В этот кризис мы ушли в работу с головой и каждый в своем отделе активно разбирается с текущими задачами. Например, сейчас меняем ассортимент и развиваем маркетинг, с которым раньше тормозили. Таких фирм, как наша, тысячи в Беларуси. Если мы войдем в сотню, тогда, может быть, немного расслабимся. У меня есть друзья-финансисты, которые от квартала к кварталу планируют выручку и ставят цели на следующий год. Но мы не бизнесмены в чистом виде и мыслим творчески. Интерес, энергия, полезность… Вот что нас мотивирует. Ради этого и делаем бизнес. Не ради цифр. Если на старте нас было всего двое, то сейчас в компании работает 60 человек. Обороты с тех времен выросли более чем в 20 раз, складские площади с 36 м² до 27 000 м², в наличии несколько тысяч позиций строительных материалов от двухсот надежных поставщиков, автопарк — 15 грузовых автомобилей, ежедневная посещаемость сайта — 3000 человек. Период брожения и бизнес-лайфхакУ нас был достаточно долгий период брожения, когда мы не понимали, чем хотим заниматься в жизни, как найти себя и какой путь выбрать. Перепробовали несколько профессий, искали то, что будет зажигать глаза и приносить прибыль. В итоге пришли к выводу: заработок всегда больше там, где интерес. В бизнесе нет ничего гениального, но работать придется гораздо больше, чем где-либо и интерес поможет упорнее трудиться, жить своим делом. Без этого, мне кажется, бизнес обречен. Читайте также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На старте их было всего двое, а сейчас работает 60 человек. Обороты выросли более чем в 20 раз, складские площади - с 36 м² до 27 000 м². «Про бизнес» пообщался с одним из...
|
|