Как компаниям выстраивать политику по защите персональных данных
21.10.2024 08:01
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Работа с персональными данными становится все более актуальной: как с точки зрения их защиты для конкретного лица, так и их ценности для бизнеса или, как минимум, стоимости комплаенса. Это касается компаний и их сотрудников, отдельных граждан, включая практически всех, кто хоть раз что-то покупал или искал в интернете. На встрече Обработка и защита: общий контекст регулирования— GDPR (Общий регламент защиты персональных данных), принятый в Европе в 2016 году, наделал много шума во всем мире и стал одной из предпосылок появления Закона о защите персональных данных и у нас. Фактически на момент принятия нашего Закона все соседние страны уже имели у себя действующее регулирование обработки персональных данных и нарабатывали практику. Процесс проработки Закона в Беларуси начался более восьми лет назад и шел довольно взвешенно. Еще на этапе разработки концепции будущего закона и обоснования его принятия были учтены как мнения спектра национальных органов, связанных с обработкой больших массивов данных или защитой прав граждан, так и международный опыт. Многие подходы были основаны на положениях Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (1981 год), в том числе с привлечением экспертов из Совета Европы. Дело не только в том, что это был ключевой (и чуть ли не единственный) международный акт в сфере обработки ПД (персональных данных) в мире, но и в практическом его отражении в национальном законодательстве многих стран, в том числе России как члена Совета Европы на тот момент. Один из примеров — появление у нас самостоятельного регулятора в этой сфере, Национального центра защиты персональных данных (НЦЗПД), вместо добавления данных функций одному из существующих госорганов. В 2019 году в Парламент поступил законопроект, который рассматривался и дорабатывался до 2021-го, когда стали возникать все более серьезные вызовы в сфере информационной безопасности, нередко связанные с утечками персональных данных. В итоге был принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-З Обязательные меры защиты и ориентация на риски. Ответственность бизнеса в части персданныхКаждый бизнес сталкивается с необходимостью обработки персональных данных: как во внутренних процессах, например, при найме на работу или ведение бухгалтерского учета, так и при реализации «внешних» бизнес-процессов: в ходе заключения и исполнения договоров, проведения рекламных активностей и др. С момента вступления в силу Закона мы проходим три эволюции:
Для лиц, принимающих решение, зачастую это требовало в корне поменять свое видение: не надеяться на минимальные штрафы вместо значимых затрат на комплаенс, а перейти к защите персданных как конкурентному преимуществу, лежащему в основе бизнес-культуры. Иностранные партнеры уже к этому привыкли, клиенты начинали все больше обращать на это внимание, примеры утечек влияли на репутацию, не говоря уже о прямых рисках.
Несмотря на все еще существующую потребность в таких кадрах, уже появились высококвалифицированные и опытные DPO, ставшие «на вес золота». Не стоит говорить, что при проверке регулятора первый фактор комплаенса компании — это наличие толкового DPO. Все меры защиты персональных данных делятся на организационные, правовые и технические. Другими словами, это настройка бизнес-процессов, комплекс их юридического оформления (документов) и построение системы технической защиты информации. На практике, техническая защита — одна из самых сложнореализуемых мер защиты персональных данных. Система защиты информации требует аттестации, которая проводится согласно требованиям Оперативно-аналитического центра при Президенте. Специалисты знают, что эти требования существовали и ранее, задолго до принятия Закона о защите ПД. Ответсвенность за нарушение законодательства о персональных данныхДля оценки рисков компании (или обоснования затрат на комплаенс) зачастую начинают «с конца» или последствий невыполнения или неполного выполнения регуляторных требований. Вместе с Законом о защите ПД в Беларуси появилась специальная административная ответственность за правонарушения в сфере обработки ПД, уголовная ответственность (только для физических лиц), а также нормы о дисциплинарной ответственности. При этом можно обращаться и за гражданско-правовой компенсацией в случае нарушений, хотя такая практика еще не сложилась. Рассчитывать, что административный штраф избавит от необходимости комплаенса не стоит. Для бизнеса более значимые последствия возникают, если НЦЗПД выдает предписание приостановить обработку персональных данных в информационной системе компании. Это фактически парализует бизнес, а иногда и приводит к его полному прекращению, если бизнес-модель была построена на основе неправильной обработки ПД. Если же компания примет достаточные меры для устранения нарушения, по решению НЦЗПД, она сможет возобновить обработку ПД. Из практики можно выделить такие наиболее частые случаи нарушений, как невыполнение или поверхностное выполнение регуляторных требований компании, что выявляет проверка либо жалобы субъектов данных, человеческих фактор (работник раскрыл информацию), утечки ПД технического характера, которые в дальнейшем служили причиной проверки. Перспективы сферы защиты персональных данныхСейчас рассматривается несколько нововведений в сфере персональных данных. Среди них:
Вполне вероятно, что у НЦЗПД появятся полномочия по составлению протоколов за такие административные правонарушения (сейчас этим занимаются органы внутренних дел). В целом, в перспективе возможны изменения и в самом Законе о защите персональных данных с учетом наработанной правоприменительной практики и выявленных новых вопросов для регулирования. В этом плане комплаенс по обработке ПД — живой процесс, требующий постоянной актуализации.
Смотрите также
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Работа с персональными данными становится все более актуальной: как с точки зрения их защиты для конкретного лица, так и их ценности для бизнеса или, как минимум,...
|
|