В Беларуси будут приняты дополнительные меры социальной поддержки преподавателей и ученых- президент. 21.by

В Беларуси будут приняты дополнительные меры социальной поддержки преподавателей и ученых- президент

12.03.2010 01:02 — Новости Политики | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

19 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Проблемы и перспективы развития высшей школы в Беларуси, а также отечественной системы образования в целом, обсуждались 19 декабря на совещании президента страны Александра Лукашенко с членами Республиканского совета ректоров высших учебных заведений. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Одной из главных проблем высшего образования глава государства назвал непростую кадровую ситуацию в вузах. У молодых специалистов снижается интерес к научной карьере и преподавательской работе. В этом президент видит серьезную недоработку самих преподавателей и ректоров вузов: выпускников надо более активно привлекать к работе в стенах своих alma mater.

Президент призвал ректоров вузов внести предложения по укреплению преподавательского состава высших учебных заведений и привлечению в высшую школу и науку талантливой молодежи.

На совещании подробно обсуждалась тема организации вступительных испытаний в вузы в 2007 году. Итоги проведения вступительной кампании в 2006 году показали, что у тестирования наряду с сильными сторонами есть и определенные недостатки. "До сих пор не прекращается поток критики, он выходит и на меня, в том числе в отношении тестирования на вступительных экзаменах. Главный аргумент заключается в том, что с помощью тестов, определяя будущих студентов, мы абсолютно не учитываем все качества абитуриентов, - отметил глава государства. - Трудно с этим не согласиться, когда преподаватели говорят: сидит перед вами абитуриент, и вы чувствуете логику его рассуждений. Через тесты это сделать невозможно".

Президент напомнил, что в Беларуси в 2005 и 2006 годах были приняты принципиальные решения, касающиеся структуры высшего образования и проведения вступительной кампании. Главной их целью было искоренить коррупцию в этой чувствительной для всего населения сфере и обеспечить справедливость поступления в вузы.

Касаясь дальнейшего развития системы высшего образования в республике, президент призвал осторожно относиться к новациям и заявил о необходимости окончательно определиться с преимуществами и недостатками двухступенчатой системы подготовки кадров в вузах.

"Я всегда очень осторожно и настороженно отношусь к предложениям по реформированию в области образования. Двухступенчатый уровень образования, думаю, много вреда не принес бы. Но это отвлечение наших сил и возможностей. Если это не нужно - давайте остановимся. Если надо - давайте двигаться этим путем. Если можно что-то модернизировать и, с учетом прошедшего времени, найти какой-то компромиссный вариант, то давайте его найдем, но определимся четко, что нам надо", - подчеркнул глава государства.

Александр Лукашенко поинтересовался мнением руководителей вузов о том, насколько обоснованными являются предложения ввести дифференцированные, в зависимости от специальности, сроки обучения, и не приведет ли это к ухудшению качества подготовки специалистов, девальвации самого понятия университетского образования.

"В нашей новейшей истории уже было: мы начали реорганизацию образования, просто не думая, к чему это приведет. Хорошо, что вовремя остановились, спохватились, притормозили, разумный консерватизм в нас победил, и мы ответили правильно на вопрос: а что плохого было в советской системе образования, зачем ее разрушать? А если бы не остановились - разрушили бы", - напомнил президент.

Он также заявил, что его настораживает ситуация с обучением в средних школах страны. Закономерен сегодня вопрос о том, насколько школьные программы являются оптимальными, в том числе и в плане нагрузки на ребенка. По словам главы государства, пока не поздно, необходимо "остановиться или немедленно переработать программы, которые сегодня существуют в школе".

"Недавно я поставил перед Министерством образования четкий вопрос: что происходит в нашей школе? Не слишком ли сложными являются для детей школьные программы? Меня министр убеждает, что школьная программа является нормальной, ее дети запросто осваивают. Но я знаю детей, которые отлично занимаются в школе, но они "стонут". А что говорить о детях средних и ниже среднего уровня. Они, не осваивая программу, просто опускают руки и плывут по течению. Многие родители меня информируют о том, что невозможно учиться в школе. Ребенок превратился в придаток компьютера. Когда я задаю вопрос министру, то получаю ответ: все нормально. Из общества получаю сигналы, что не нормально. Меня это настораживает", - сказал президент.

Александр Лукашенко также считает ненормальной ситуацию, когда в отдельных гимназиях практикуют "один урок белорусского языка в неделю и шесть уроков английского". "Английский язык надо знать, но надо знать и свой родной язык", - убежден глава государства.

В разговоре с ректорами вузов Александр Лукашенко обратил внимание на подготовку специалистов в соответствии с реальными потребностями экономики. Кроме того, необходимо более активно внедрять в промышленности передовой опыт вузов. "Предприятия должны быть сами заинтересованы во внедрении у себя современных и передовых идей", - считает глава государства.

Накануне важной общественно-политической кампании - выборов в местные Советы депутатов, отметил он, важно проанализировать эффективность всей идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования. "Не слишком ли вузы увлеклись формальной стороной дела в ущерб индивидуальному подходу к каждому студенту?", - задал вопрос президент.

Председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений Владимир Шимов перечислил наиболее актуальные, на его взгляд, проблемы высшей школы страны на сегодняшний день - старение кадров профессорско-преподавательского состава, слабый приток талантливой молодежи, недостаточное количество людей, желающих получить ученую степень или звание. Владимир Шимов считает, что необходимо срочно на государственном уровне принять меры, чтобы избежать кадрового и интеллектуального кризиса в высшей школе. В этой связи он выступил с предложением ввести доплату за ученые степени и звания.

Президент поддержал предложение Владимира Шимова, но вместе с тем подчеркнул, что финансовая поддержка должна быть исключительно индивидуальной. "Мы примем меры по усилению социальной поддержки преподавателей и научных работников", - сказал Александр Лукашенко. По его словам, увеличатся размеры доплат за ученые степени для лиц, работающих в организациях образования, науки, культуры, здравоохранения, финансируемых за счет бюджета, а также в частных вузах. Однако, подчеркнул президент, "мы должны заплатить только тем, кто этого действительно заслуживает". Соответствующие критерии должен будет выработать Республиканский совет ректоров. "Денег на это не жалко, ведь мы получим значительно больший эффект", - пояснил Александр Лукашенко.

Кроме того, по поручению главы государства будет разработан механизм первоочередного обеспечения жильем преподавателей и научных работников, имеющих ученые степени и звания. Этот механизм должен включать целевое строительство жилья для профессорско-преподавательского состава в каждом городе, где есть вуз, с долевым участием местных властей и самого учебного заведения. Необходимо также предусмотреть внеочередное выделение молодым педагогам, имеющим ученую степень, льготных кредитов на строительство или приобретение квартир, первоочередное предоставление им служебных жилых помещений. Немаловажный элемент - введение компенсационных выплат профессорско-преподавательскому составу за наем жилья с учетом состава семьи и месторасположения вуза.

Президент поручил в первом квартале 2007 года внести ему на рассмотрение проект указа "О дополнительных мерах социальной поддержки профессорско-преподавательских кадров и научных работников".

Касаясь воспитательной функции вузов, президент особо подчеркнул, что личный пример преподавателей "призван стать основой всей идеологической и воспитательной работы в высшей школе".

В этой связи президент поручил Министерству образования в 2007 году провести проверку преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах. С учетом ее итогов организовать совещание преподавателей и ученых-обществоведов.

В своем выступлении министр образования Александр Радьков подчеркнул, что в Беларуси были сохранены лучшие традиции высшего образования, система постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать тенденциям развития страны, изучается и постоянно внедряется мировой опыт работы высшей школы с обязательным учетом национальных интересов. Министр выступил за введение дифференцированных сроков обучения и сокращение времени получения образования по отдельным специальностям без ущерба качеству. Помимо всего прочего, считает Александр Радьков, это позволит сэкономить значительную часть бюджетных средств. Он назвал оптимальными нынешние правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения и высказался за их использование в дальнейшем.

На совещании своим мнением относительно правил вступительной кампании и системы тестирования поделились ректоры как государственных, так и частных вузов. Так, ректор Белорусского государственного университета Василий Стражев выступил за разумное сочетание тестирования и приемных экзаменов. Он высказался также за введение нового правила - разрешить абитуриентам подавать документы одновременно в два вуза.

В поддержку нынешних правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения выступила ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Ядвига Григорович. По ее мнению, именно формализованная проверка знаний абитуриента позволяет исключить субъективный подход со стороны членов приемной комиссии. Кроме того, нынешние правила уже приняты учителями, школьниками, их родителями, добавила ректор.

По словам президента, первый год работы по новым долговременным правилам показал, что стратегическая линия организации вступительной кампании выбрана верно. Однако, подчеркнул он, Министерству образования нужно очень серьезно пересмотреть подходы к содержанию тестовых заданий и системе оценки результатов тестирования. "Тесты должны быть рассчитаны на выпускника школы", - считает Александр Лукашенко. Следить за выполнением этого требования будет Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний.

Кроме того, добавил президент, нужно четко увязать между собой сроки выпускных экзаменов в школах, тестирования и приема документов в вузы.

Александр Лукашенко считает нецелесообразным искусственно форсировать процессы интеграции среднего специального и высшего образования, превращать техникумы и колледжи в промежуточную ступень вуза. "Пусть лучше они достаточно хорошо выполняют свою главную функцию подготовки специалистов среднего звена", - сказал президент. По его словам, в Беларуси, в отличие от других стран СНГ, сохранилась эта система.

Глава государства поддержал предложение Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники об организации на его базе первого в Беларуси образовательно-научно-инновационного комплекса. Соответствующие предложения правительство должно внести на рассмотрение президента в первом квартале 2007 года.

Выслушав проблемы, с которыми сталкиваются ректоры частных вузов, Александр Лукашенко подчеркнул, что условия работы государственных и частных учебных заведений должны быть одинаковыми. Он поручил Администрации президента и правительству разобраться со всеми имеющимися вопросами и доложить о принятых мерах по их решению.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
19 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Проблемы и перспективы развития высшей школы в Беларуси, а также отечественной системы образования в целом, обсуждались 19 декабря...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика