2 сентября в Барановичах, на территории 61-ой истребительной авиабазы состоится воинский ритуал в честь погибших 30 августа в польском Радоме военных летчиков - 53-летнего Александра Морфицкого и 46-летнего Александра Журавлевича. Траурная церемония назначена на 17.00. Для участия в воинском ритуале прибывает командующий ВВС Польши Анджей Бласик, а также рота почетного караула Войска Польского.
В первые дни после катастрофы
высказывались различные версии о причинах - от попадания
птицы в воздухозаборник двигателя до якобы ошибки
пилотов, слишком поздно начавших маневр на малой высоте.
Ни одна из версий пока не нашла подтверждения, работает
специальная комиссия, официальных заявлений еще не
делавшая.
Интересной в этой связи представляется расшифровка
переговоров диспетчера, летчика белорусского СУ-27 и
спасательных служб в последние секунды перед катастрофой
и сразу после нее. Аудиозапись со ссылкой на
silverrebel.livejournal.com разместило «Еврорадио».
Диспетчер: Граница ориентировочно 1400-1500. Где-то в
вашем районе посмотрите выше пакет летит чёрный. Метров
50 высота у него. К центру полосы подлетает.
Внимательнее. 103-й передал. Перед взлетом успокоились -
и как дома...
Будет встречный всё время.... Будет уносить вас от трибун
назад, поэтому после фигур уточняйтесь...
Лётчик: Понял...
Диспетчер: Давайте, на 150 выводите аккуратненько... Это
вывод? Линия. Вывод! Выыывод!!!!!! Куда движешься?
(неразборчиво. - ЕРБ). Катапультируйся!
Катапультируйся!!!!!!
Седьмой Вежа, Спасатель сто сорок седьмой Вежа, СУ-27
разбился.
...включаем.
Понял. Ветер 260 градусов, 11 узлов. ...21.
Для готовности старт разрешаю (имеется в виду вертолёт. -
ЕРБ). 250 градусов 11 узлов и сразу в направлении
катастрофы.
Лётчик П: …Похоже много людей.
Диспетчер: Территория заселенная?
Лётчик П: Незаселенная. Рядом есть строения. Много людей
сбежалось.
Диспетчер: Понял много людей и не попал в строения.
Диспетчер: Вежа, видел парашют?
Лётчик П: Нет парашюта. У меня дует 270, 10 узлов.
Диспетчер: сорок седьмой, вежа, и группа спасателей со
скорой помощью выезжают юго-восточными воротами в вашем
направлении. Обеспечиваете на земле территорию.
Диспетчер: Вежа, а есть ли там пожар, наблюдаешь? Мне
сказали, что было два пилота. Повтори. Территория
обеспечена, разгоняйте зевак. Повторяю было два пилота.
Ветер 290 градусов 8 узлов. Если кто что видел, прошу
информировать по ходу. Или уже приехали пожарные?
Лётчик П: Спасатели что-то нашли, похоже тело.
Диспетчер: Подтверди, самолёт не попал в никакие
строения.
Лётчик П: Нет, не попал. Есть около 100 метров от
строений.
Диспетчер П: Спасибо.
Лётчик П: Садимся и ждём новостей от спасателя.
Диспетчер П: Вежа, есть новая информация? Пилоты? Если
что-то нужно, сообщай. Точно было два пилота.
Диспетчер П: Сорок седьмой, Вежа, на каком расстоянии
останки тела от самолёта
Лётчик П: Территория перерыта, дальше ищем. В направлении
подхода ничего не видим.
Диспетчер: Сорок седьмой, Вежа, они летели с востока на
запад.
Лётчик П: Территория перерыта, дальше ищем. В направлении
подхода ничего не видим. Диспетчер: Сорок седьмой, Вежа,
они летели с востока на запад. И нос был в западном
направлении. В направлении юго-западном.
Лётчик П: Есть такая просьба, здесь бы пригодилось больше
людей. Мы ничего не можем увидеть сверху. Пригодились бы
люди, которые сюда пришли.
Диспетчер: Понял.
Лётчик П: Похоже исследуем возвышенность.
Диспетчер: Понял.
Диспетчер: сорок седьмой, Вежа, как с пожаром?
Лётчик П: Кроме... Ничего не нашли. Исследуют место
катастрофы.
Диспетчер: Сорок седьмой, Вежа, есть информация на тему
второго пилота.
Диспетчер: Сорок седьмой, Вежа, понял, нашли два тела
пилотов. Сверь, как выглядит пожар, всё ли подстраховано
и оставайтесь там в патруле.
Диспетчер: 935 подтверждаю, нашли уже самолёт, и там
проводится спасательная акция. Есть необходимая
информация, будет приземление на пороге 25 и будете к
применению.
Диспетчер: Продолжай подход к порогу 25 и с вниманием,
потому что подъезжают машины...
Пилот П: Сорок седьмой с места катастрофы. Территория
обеспечена, пожар закончился.
Оставляем спасателя и врача до приезда прокурора и думаю
больше здесь не поможем.
Напомним, что белорусский истребитель СУ-27 разбился 30
августа 2009 года, выполняя показательный полет на
авиашоу в польском городе Радом. По данным Министерства
обороны Беларуси, летчики не успели катапультироваться
из-за того, что уводили самолет подальше от населенного
пункта.
1 сентября была опубликована информация, что страхователь
боевого самолета - Министерство обороны Беларуси -
сэкономил на страховке. Как сообщила «Интерфаксу»
генеральный директор белорусской страховой компании
"Промтрансинвест" Любовь Симончик: "К большому сожалению,
разбившийся истребитель был застрахован не на полную
сумму" (по неподтвержденным пока данным речь идет о 900
000 долларов США, стоимость нового СУ-27, по данным сайта
АвиаПорт, составляет около 35 миллионов долларов). И уж
совсем странно оценило военное ведомство жизни своих
пилотов: по словам руководителя "Промтрансинвеста",
каждый из погибших летчиков был застрахован на 15 тысяч
долларов.
Для сравнения: по новому Воздушному кодексу РФ страховая
сумма по ответственности за причинение вреда жизни
авиапассажира (не летчика-истребителя!) не может быть
меньше 2,025 млн. российских рублей (включая компенсацию
расходов на погребение в размере 25 тысяч рублей). А в
страховых полисах белорусских туристов, выезжающих за
рубеж, суммы страхового возмещения в случае смерти
колеблются от 40 000 до 80 000 долларов США.
2 сентября в Барановичах, на территории 61-ой истребительной авиабазы состоится воинский ритуал в честь погибших 30 августа в польском Радоме военных летчиков - 53-летнего Александра Морфицкого и 46-летнего Александра Журавлевича. Траурная церемония назначена на 17.00. Для участия в воинском ритуале прибывает командующий ВВС Польши Анджей Бласик, а также рота почетного караула Войска Польского.