Уголовное наказание за деятельность от имени незарегистрированной организации власти могут заменить административной ответственностью. Такой полумерой, отмечают эксперты, официальный Минск пытается создать видимость демократических преобразований в Беларуси.
Скандально известная статья 193-1 Уголовного кодекса вступила в силу незадолго до президентских выборов 2006 года. Она предусматривает ответственность (штраф, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет) за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию.
Первыми жертвами этой статьи стали члены незарегистрированной организации «Партнерство», которые пытались осуществить независимое наблюдение за подсчетом голосов в ходе выборов. Всего, по оценкам правозащитников, эта статья была применена в отношении 17 человек, в том числе членов «Молодого фронта».
На прошлой неделе белорусские СМИ опубликовали ответ Министерства юстиции на обращение международного негосударственного объединения «Гражданская Беларусь» (Чехия). В письме за подписью заместителя министра юстиции Игоря Тушинского отмечается, что «на текущем этапе предполагается исключить из статьи 193-1 УК норму об ответственности за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организация или фонда, не прошедших в установленном порядке госрегистрацию, заменив уголовную ответственность за данные деяния административной ответственностью».
Как отметил политолог Юрий Чаусов, формулировки в письме Министерства юстиции не слишком конкретны. «Дело в том, что возможность отмены одиозной уголовной статьи только рассматривается неназванными органами. Но тот факт, что государство впервые признало существование проблемы и прислушалось к мнению многочисленных критиков ненормальной правовой ситуации — уже большое достижение», — сказал он в интервью БелаПАН.
Чаусов отметил, что наилучшим вариантом стала бы полная отмена статьи. «Это приблизило бы Беларусь к европейским стандартам регулирования гражданского общества. Но государство выбирает промежуточный вариант: деятельность незарегистрированных организаций перестанет быть уголовным преступлением, однако останется незаконной», — подчеркнул эксперт.
По мнению политолога Дениса Мельянцова, возможное смягчение ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации лежит «в русле торга» между Беларусью и Евросоюзом. Эксперт напомнил, что вскоре ЕС вернется к рассмотрению вопроса о судьбе визовых санкций в отношении белорусских чиновников.
«Подходит новый срок получения Беларусью зачета от ЕС. Минску нужно показать, что за прошедший период было что-то сделано для улучшения ситуации с правами человека, с демократией. А предъявлять фактически нечего: ситуация почти не меняется, институциональная база внутри страны никак не меняется», — сказал Мельянцов.
По его мнению, власти решили пожертвовать «тем, что и так не выполняется». Мельянцов напомнил, что после уголовных процессов 2006 года статья 193-1 не применялась. «На сегодняшний день фактически действует мораторий на ее применение», — подчеркнул политолог.
Мельянцов полагает, что в дальнейшем власти намерены продолжать использовать стратегию отказа от незначительных вещей. После отмены статьи, которая и так не применяется, может быть введен и мораторий на смертную казнь, потому что «это ни к чему не обязывает, а мораторий всегда можно будет отменить».
«В связи с тем, что белорусские власти не готовы изменять избирательное законодательство, улучшать ситуацию со СМИ и политическими партиями, они пытаются откупиться, продемонстрировать какую-то динамику хотя бы такими шагами», — подчеркнул Мельянцов. Он считает: если уголовная ответственность в случае с незарегистрированными организациями будет заменена на административную, этот шаг будет представляться белорусскими властями как «огромное достижение в области прав человека».
Окончательно убирать из законодательства статью об ответственности за деятельность от имени незарегистрированной организации пока не собираются, ведь надо «что-то оставить и на потом». «Сначала статья будет переведена в административную плоскость, затем, если не очень хорошие переговорные позиции будут у официального Минска, можно будет эту статью отменить или как-то ее заменить, — предполагает Мельянцов. — Естественно, что Лукашенко как хороший политический торговец никогда все сразу не отдаст. Он будет торговаться до последнего. Все делается под давлением со стороны ЕС и очень медленно».
Говоря о визовых санкциях ЕС в отношении белорусских чиновников, Мельянцов прогнозирует, что будет продлен период их заморозки. «Возвращение этих санкций станет потерей лица для ЕС, который пошел на изменение своей стратегии и тактики в отношении Беларуси, попытался втянуть страну в европейские проекты и программы — и, получается, опять просчитался. Вряд ли ЕС может допустить такое. Если они сейчас восстановят санкции, это будет явный откат и удар по имиджу Брюсселя», — сказал политолог.
По мнению эксперта, в ЕС сделают вид, что «небольшие уступки Минска являются существенными шагами по сближению с Евросоюзом, по улучшению ситуации с демократией и правами человека в стране».
«Думаю, что ЕС просто закроет глаза на то, что было не сделано, и учтет то немногое, что было сделано», — подчеркнул эксперт.
При этом он отметил, что «кое-какие рычаги» для влияния на страну у ЕС остались. «Беларусь становится все более и более зависимой от Запада вообще и от Европы в частности, — сказал Мельянцов. — Сейчас Минску очень нужны деньги, и Международный валютный фонд фактически спасает белорусскую экономику. Если Россия отдаляется, вытесняет белорусские товары с рынков, строит обходные пути транзита ресурсов, то ЕС, напротив, втягивает Беларусь в программу «Восточное партнерство», обещает инвестиции, поддержку в МВФ».
По мнению Мельянцова, белорусские власти и впредь будут стараться заполучить финансовую поддержку при сохранении политической и военной поддержки со стороны России. «По большому счету, Лукашенко планирует участвовать в следующих президентских выборах на таких условиях: поддержка экономики Беларуси с Запада, военно-политическая поддержка с Востока», — считает эксперт.
«Мое персональное ощущение, что в брюссельских кабинетах стала мейнстримом стратегия втягивания. Там все понимают, что если на Беларусь никакими другими способами невозможно влиять, то для сохранения каких-то последних рычагов воздействия нужно по меньшей мере разговаривать с белорусской властью. А программа-максимум — через различные проекты, сначала экономического и социального толка, подцепить Беларусь на этот крючок, чтобы она все больше и больше была в своих действиях ограничена различными правилами игры в рамках европейских программ», — сказал Мельянцов.
Если уголовная ответственность по статье 193-1 будет заменена на административную, этот шаг будет представляться белорусскими властями как огромное достижение в области прав человека…