Разворотом на 180 градусов назвали наблюдатели отказ США от размещения элементов ПРО в Польше
и Чехии. В некотором смысле сей факт можно назвать прорывом российско-американской дипломатии.
Во всяком случае, стороны начали разговаривать
не на языке ультиматумов, а взаимных уступок. Однако считать компромиссный жест США поводом для полного триумфа, пожалуй, пока рановато.
Американская сторона продемонстрировала готовность претворить в жизнь намерение, озвученное ранее президентом Бараком Обамой, и от риторики о «перезагрузке» перешла к конкретным шагам. «Теперь никто не может обоснованно уверять, что США готовятся нанести ядерный удар первыми, и переговоры о договоре взамен СНВ-1 получат новый толчок», — высказалось по этому поводу влиятельное британское издание The Guardian. Тем не менее, Соединенные Штаты не отказываются полностью от размещения противоракетной обороны в Европе, а просто отдают предпочтение защите от иранских ракет малой и средней дальности путем частичного развертывания противоракетного щита на военных кораблях. Польша все равно получит ракеты Patriot, которые должны были защищать базу перехватчиков от российских «Искандеров». Следовательно, спор о ракетах в Европе далеко не закончен. По словам министра обороны Роберта Гейтса и американских военных стратегов, новый план ПРО Барака Обамы разделен на три этапа. К 2011 году в восточной части Средиземного моря будут развернуты корабли ВМС группы Aegis, оснащенные ракетами-перехватчиками SM-3. В одном из своих заявлений американский президент констатировал, что противоракетный щит на основе системы ВМС Aegis будет географически ближе к Ирану, развернуть его можно быстрее, а обойдется он дешевле, чем наземная система, предложенная администрацией Джорджа Буша. Реализация следующего этапа запланирована примерно на 2015 год. Модернизированные SM-3 наземного базирования будут размещены в союзных государствах, включая, скорее всего, все те же Польшу и Чехию. Третий этап, намеченный на 2018 год, предполагает введение в строй более крупных и эффективных ракет-перехватчиков.
Показательно, как отреагировали ключевые игроки затянувшегося спора о размещении ПРО в Европе.
Дмитрий Медведев позитивно оценил шаги американской администрации по изменению программы ПРО, однако подчеркнул, что «примитивных уступок и компромиссов» со стороны России не будет. Американцы же категорично отрицают «обмен услугами с Россией». Президент США Барак Обама отверг обвинения своих критиков в том, что Россия смогла повлиять на решение его администрации по этому вопросу. При этом он выразил надежду, что новые планы США сделают Россию «менее параноидальной».
Причина пересмотра американской политики действительно выглядит куда более прозаичной. Будучи оборонным проектом, система, подлежавшая установке к 2012 году, была дорогостоящей (стоимость уже превысила 100 млрд. долларов) и неоправданной. Плюс политические мотивы, заключающиеся в осложнении отношений не только с Россией, но и Европой. Ряд стран, включая Германию, неоднократно заявляли о том, что военные нужды превышают политические издержки. Неслучайно сразу же, как только стало известно о пересмотре военных намерений США, высшие руководители ведущих стран Европейского Союза приветственно отозвались о решении американского президента, что было озвучено ими в ходе прошедшего в Брюсселе саммита Евросоюза.
Канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что данный шаг является сигналом сближения Запада и России. «Я рассматриваю решение США как знак надежды, которое позволит преодолеть нынешние трудности в отношениях с Россией», — заявила она. Президент Франции Николя Саркози назвал шаг США в сторону отказа от создания элементов ПРО в Польше и Чехии «превосходным». При этом он выразил надежду, что Россия «оценит по достоинству» данный жест президента Барака Обамы. «Это превосходное решение со всех точек зрения, и я надеюсь, что наши российские друзья придадут ему важное значение», — заявил французский президент. Со своей стороны премьер-министр Великобритании Гордон Браун отметил в Брюсселе, что также «всецело поддерживает» решение Обамы об отказе от размещения структур ПРО в Польше и Чехии. «Я считаю, что данный шаг отражает процесс укрепления доверия между ядерными державами», — отметил он. Ведущие лидеры стран-членов Евросоюза рассчитывают, что нынешний поворот событий способен позитивно сказаться и на других важнейших вопросах международной повестки дня. Так, Браун заявил, что для Великобритании «вопросы нераспространения являются самыми важными». «Я считаю, что у нас есть шанс добиться здесь прогресса в ближайшие месяцы», — отметил британский премьер.
«Уязвленными» почувствали себя политические элиты Чехии и Польши, но и они были вынуждены признать, что последнее слово в этом спорном вопросе остается прерогативой Белого дома. На саммите ЕС в Брюсселе высшие руководители этих стран продемонстрировали «полную лояльность» по отношению к Соединенным Штатам. У Чехии «нет никаких причин для изменения отношений с США» из-за отказа администрации Обамы от создания на чешской территории элемента системы ПРО, подчеркнул премьер-министр Чехии Ян Фишер. «Наши отношения с США продолжают оставаться прекрасными, мы — союзники и солидные партнеры», — отметил он. Со своей стороны президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что «решение американского правительства не стало неожиданностью для тех, кто внимательно отслеживал события последних месяцев». При этом он подчеркнул: «На все сто процентов убежден, что данный шаг США не означает охлаждения в их отношениях с Чехией». «Данное решение является прерогативой президента и правительства США», — заявил, в свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск.
Просматривается в действиях Барака Обамы и еще один хитрый ход. Очевидно, что Вашингтон ожидает встречных уступок от Москвы. Эксперты прогнозируют ужесточение давления на Тегеран со стороны США. Понятно, что администрация Белого Дома откровенно полагается на поддержку Кремля в рамках объявленной Обамой инициативы безъядерного мира, где главным камнем преткновения является Иран.