ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН ОБЕЩАЕТ БЫТЬ НЕ СКУЧНЫМ
29.10.2009
—
Новости Политики
|
Очередные выборы Президента Беларуси состоятся не позднее 7 февраля 2011 года. Эти сроки следуют из норм Конституции нашей страны: избирательная кампания должна пройти не позднее, чем за два месяца до истечения полномочий главы государства. Какие новшества ожидают участников предвыборной гонки и избирателей в новом политическом сезоне? Как сделать предстоящую кампанию более яркой и что является залогом успеха для претендента на президентский пост? Об этом рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. — Лидия Михайловна, есть мнение, что выборы в Беларуси проходят скучно. Как же их сделать более яркими? Будет ли предоставлена возможность кандидатам проводить агитационную кампанию за собственный счет, чтобы активнее рекламировать себя? — Собственно говоря, я уже давно «болею» этой идеей. Сейчас идет подготовка законопроекта, который, надеюсь, будет содержать нормы, предусматривающие создание индивидуальных финансовых фондов кандидатов в президенты и в депутаты парламента. Местных выборов это не коснется. Фонды будут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего организаций Республики Беларусь и граждан, в частности, коммерческих структур. Не вправе будут перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета. Во всех странах мира привлечение иностранных средств является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата. Такая норма уже есть у нас в законе, и она отменяться не будет. Это международный стандарт. Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. Таким образом, избирательная кампания пойдет живее. Кандидаты смогут проводить более яркую агитационную кампанию. Ведь действительно, сегодня основная жалоба, поступающая от избирателей, — это то, что выборы в Беларуси проходят скучно. Но причиной тому является еще и то, что кандидаты сами мало стараются, не предлагают достойные программы и не способны сделать свой образ интересным в глазах избирателя. Но даже тогда, когда кандидат интересен, и если он выступит по телевидению или радио один раз, то этого недостаточно, чтобы его запомнили. — А будет ли какое-либо ограничение допустимых средств для «раскрутки» кандидата? — Размеры фондов будут обязательно ограничены. У баллотирующихся очень разные возможности, и нельзя, чтобы кандидат, пользующийся поддержкой богатых кругов, «морально задушил» основных конкурентов — его будет так много, что остальных просто не заметят. Это недопустимо. Конечно, предлагаемое нововведение имеет и определенные минусы. Главным подводным камнем является то, что когда предоставляется такая возможность, появляются еще и «черные» кассы под прикрытием касс прозрачных. Это неучтенные средства, которые не увидит избирательная комиссия. Такой темный нал может идти на подкуп избирателей, на организацию некоего «черного» пиара, который призван уничтожить конкурентов. К сожалению, этого невозможно избежать, но нужно контролировать. Прозрачный же фонд будет контролироваться банком, в который перечисляются денежные средства. Кандидаты будут предоставлять отчет о расходовании данных средств. — Лидия Михайловна, какие еще новации появятся в избирательном законодательстве? — Законопроект об изменениях и дополнениях в Избирательный кодекс во многом готов. Он будет рассмотрен парламентом уже на текущей осенней сессии. Этим проектом мы проведем дополнительную кодификацию избирательного законодательства. В Кодекс планируется включить нормы закона о Центральной комиссии, а также положения декретов — о декларировании имущества кандидатов в президенты и его близких родственников и о членах Центризбиркома с правом совещательного голоса. Подобный институт у нас существует во время парламентских выборов. ЦИК предлагает, чтобы он действовал и во время президентской избирательной кампании: чтобы представители кандидатов в президенты тоже наделялись полномочиями членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса. То есть изменения ожидаются весьма существенные. Планируется еще одно очень важное нововведение с политической точки зрения: порядок выдвижения кандидатов в депутаты от политических партий будет упрощен. Сегодня для его выдвижения от политической партии по конкретному избирательному округу требуется, чтобы на территории округа была структура от этой партии. Мы предлагаем такое требование исключить из законодательства. Дело в том, что наши политические партии малоструктурированы. Они стали очень мало выдвигать кандидатов в депутаты именно партийным способом. Поэтому мы предлагаем подобную стимуляцию. Таким образом, политическая партия на своем съезде сможет выдвигать кандидатов во все избирательные округа по выборам депутатов парламента, независимо от наличия партийных структур. — Будут ли учитываться рекомендации ОБСЕ при совершенствовании законодательства? — В числе предложений ОБСЕ — введение дополнительных критериев отбора кандидатов для работы в составах избирательных комиссий. Эти критерии тоже будут указаны в законодательстве. Планируется предоставить определенные преференции представителям политических партий и общественных объединений. Будет ограничена возможность участия в работе избирательных комиссий государственных служащих. Предлагается ввести запрет на работу в качестве председателей избиркомов лиц, которые находятся в родстве с кандидатами в депутаты либо у них в непосредственном подчинении. Это будут общие нормы для избирательных комиссий различных уровней. Иной порядок формирования только у Центральной комиссии, на нее данные критерии не распространяются. Упрощается порядок выдвижения кандидатов. Будет проще собирать подписи избирателей, проще их заверять. И это, кстати, одно из предложений ОБСЕ. Сейчас у нас возникают дополнительные сложности, связанные с признанием подписей недействительными. Например, подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, должна быть удостоверена подписью представителя местной администрации и печатью. Сейчас эту заверку мы вообще предлагаем упразднить. То есть тот, кто подписи собирает, и заверяет подписной лист. — Президентские выборы в Беларуси планируется провести зимой 2011 года. На ваш взгляд, насколько благоприятен этот сезон с точки зрения явки избирателей? — Начало февраля — это хороший период для проведения президентских выборов. Все наши избиратели на местах, нет миграции, меньше проблем с организацией голосования за рубежом. Поэтому, я думаю, ничего менять не надо. Точная дата предстоящих выборов главы государства будет назначена Палатой представителей Национального собрания на осенней сессии в 2010 году. Парламент соберется на сессию, и после 2 октября будет определена дата. Согласно законодательству нижняя палата назначает президентские выборы не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока полномочий главы государства. Они завершаются 8 апреля 2011 года. — Нужно ли будущим кандидатам на пост Президента готовиться к избирательной гонке заблаговременно, уже сегодня? — Кандидаты должны всегда готовиться, пять лет готовиться. Но, в общем, еще достаточно много времени на подготовку, хотя и года может быть мало, если кандидат совершенно неузнаваем и никому неизвестен. Этот год нужен для того, чтобы подбирать команду. В инициативной группе кандидата в Президенты должно быть не менее 100 человек. И этой группе нужно собрать 100 тысяч подписей в поддержку претендента. Поэтому, конечно, 100 человек — очень мало. Солидные кандидаты подбирают группы, в которые входит более тысячи человек. Группа должна учитывать географические особенности нашей страны и равномерно представляться в каждом регионе, чтобы кандидат был «раскручен» в каждой области, районе. Но пока мы не говорим о сборе подписей, пока идет техническая работа. Кандидат должен продумать свои стратегию, имидж, предвыборную программу. Разумеется, он также должен очень внимательно следить за всеми политическими событиями. Это огромный самообразовательный процесс. Нужно быть интересным избирателю. Ведь избиратель уважает только того кандидата, который превосходит намного его самого. Очень важны личные качества, прежде всего обаяние. Обаятельному человеку прощается все, за ним пойдут, даже если его программа будет слабее, чем у человека «сухого» и «закрытого», хотя он может быть семи пядей во лбу. Наличие того, что называют словом «харизма», — это, наверное, 50% успеха. — Лидия Михайловна, как идет подготовка к выборам в местные Советы депутатов, которые намечены на весну будущего года? — Здесь тоже ожидаются серьезные изменения. На выборах в местные Советы депутатов будет упразднен барьер явки избирателей. Это означает, что местные выборы будут признаваться состоявшимися при любой явке. Данное предложение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании. Явка избирателей на выборах Президента определена Конституцией Республики Беларусь, поэтому здесь никаких новых инициатив не может быть. Для того чтобы президентские выборы состоялись, на них должны прийти более 50% избирателей. По действующему законодательству, явка на выборы в местные Советы депутатов также должна составлять более 50%. Уже при проведении предыдущих местных выборов мы несколько либерализовали законодательные нормы. Это свелось к тому, что они теперь проводятся в один тур. Но сейчас мы еще больше упрощаем процедуру местных выборов, предлагая упразднить барьер явки. — Сколько будет стоить проведение предстоящих выборов в Беларуси? — На предстоящие выборы мы составили очень скромные сметы, которые не вызвали замечаний даже в период кризиса у Министерства финансов. Так вот, на местные выборы запрошено Br19,5 млрд. А на выборы Президента почти в два раза больше — Br37,7 млрд. Нужно учитывать, что президентские выборы пройдут на год позднее, поэтому тут применена определенная индексация расходов. Это суммы, которые озвучены в Министерстве финансов, и, насколько я знаю, без замечаний включены в проект республиканского бюджета на следующий год. Наталья ИЛЬИЧЕВА, БЕЛТА
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очередные выборы Президента Беларуси состоятся не позднее 7 февраля 2011 года. Эти сроки следуют из норм Конституции нашей страны: избирательная кампания должна пройти не позднее, чем за два месяца до истечения полномочий главы государства. Какие новшества ожидают участников предвыборной гонки и избирателей в новом политическом сезоне? Как сделать предстоящую кампанию более яркой и что является залогом успеха для претендента на президентский пост? Об этом рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина.
|
|