Мартынов: Беларусь выступает за реформирование ОБСЕ. 21.by

Мартынов: Беларусь выступает за реформирование ОБСЕ

14.12.2009 14:32 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Первый канал: Уважаемый Сергей Николаевич, каковы основные предложения Беларуси в рамках программы "Восточное партнерство", озвученные в Брюсселе, и какова была реакция на них европейских представителей?
 
С.Мартынов: Что касается встречи по "Восточному партнерству", которое Вы упоминаете, то следует отметить, что это была первая встреча министров иностранных дел государств-участников "Восточного партнерства", которое включает непосредственно страны-партнеры ВП и страны Европейского союза.
 
Основным мотивом наших предложений была необходимость ускорения работы в рамках "Восточного партнерства" и, если можно так сказать, конкретизации этой работы. Мы подчеркнули, что, во-первых, необходимо переходить как можно скорее к стадии работы уже над предметными проектами. А для этого наши европейские коллеги должны как можно скорее завершить работу над процедурами регламента рассмотрения таких проектов.
 
Во-вторых: мы для того, чтобы не быть голословными, провели большую предварительную работу на двусторонней основе со многими нашими соседями. И затем, уже на многосторонней основе по конкретным проектам. И результатом этой работы стало согласование между Литвой, Беларусью и Украиной целого перечня возможных проектов в рамках "Восточного партнерства", который был нами на этой встрече совместно передан Европейскому союзу в качестве вклада наших государств в конкретизацию и ускорение этой работы.
 
Это те темы проектов, которые касаются совершенно насущных региональных вопросов. Прежде всего, таких как интегрированное управление границей, включая таможенные процедуры, укрепление инфраструктуры границы и так далее. Это тематика, которая недавно предметно обсуждалась президентами Беларуси и Украины в ходе визита нашего Президента в Киев. Это тема энергобезопасности, строительства новых систем трубопроводов в нашем регионе, строительство так называемых электрических интерконнекторов, обеспечивающих связь между различными энергетическими системами. Это тема, связанная с энергобезопасностью, энергоэффективностью, которые являются стратегическими для нашей страны. Использование новых возобновляемых источников энергии также фигурирует там. Это и темы, связанные с работой над общим историческим наследием в нашем регионе, включая темы туризма. Это все – конкретные темы, которые нами предлагались.
 
И, кроме этого, мы акцентировали внимание на том, что необходимо будет достаточно серьезно работать над финансированием этой проектной деятельности, естественно за рамками того бюджетного финансирования, которое выделяется пока на темы "Восточного партнерства". А в этих целях соответственно необходимо ускоренное принятие так называемых мандатов для европейских финансовых институтов. Это, в первую очередь, имеется в виду Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк, которые позволят им финансировать проекты в этой сфере. Таковы были наши основные предложения.
 
Что касается реакции европейских партнеров, то в целом, они сказали, что встреча была гораздо более предметной и конкретной, чем ожидалось кем бы то ни было из них. Надо сказать, что такой весьма конкретный дух был подхвачен и другими нашими партнерами по "Восточному партнерству". Будет составлен перечень этих предложений секретариатом Европейской комиссии, и, как нам пообещали, над ними будут серьезно работать. А будущее покажет. Естественно возникала и тема так называемой мобильности, что в переводе на нормальный язык означает тему миграции, виз и так далее.
 
Первый канал: Каковы прогнозы по продвижению наших интересов в визовом режиме с ЕС на ближайшую перспективу, в частности, снижения стоимости шенгенской визы для белорусских граждан?
 
С.Мартынов: Эта тема стала в значительной степени темой дня на этой встрече. Мы подняли этот вопрос в весьма настоятельной форме, подчеркнув, что фактическая дискриминация граждан Беларуси по сравнению, например, с гражданами России в отношении въездного режима в Европейский союз не может рассматриваться как приемлемое явление вообще, а тем более в рамках "Восточного партнерства".
 
Надо сказать, что наш подход, наши предложения были в очень активной форме поддержаны целым рядом министров стран-членов Европейского союза. Это, прежде всего, министры Польши, Литвы, Латвии – соседних нам государств, и целым рядом других министров. В частности, отмечалось, что необходимо как можно скорее понизить как минимум вдвое стоимость визы, упростить и, в том числе, ускорить процедуры их выдачи.
 
Естественно, для того, чтобы этого добиться, нужно пройти еще немалый путь, потому что Европейский союз и Европейская комиссия – структуры, как признают сами наши европейские партнеры, достаточно неповоротливые и громоздкие. Для того, чтобы к этому всему прийти, необходимо будет, чтобы Европейская комиссия подготовила для себя мандат на переговоры об упрощении визового режима с Беларусью. Этот мандат должен быть представлен в Совет Европейского союза. Он его предположительно должен одобрить. После того, как он одобрит, начнутся сами переговоры, которые, уже завершившись, должны предположительно привести к этому результату. Это относительно того, каким образом ведется и будет вестись работа над этой темой.
 
Первый канал: Чего ожидает Беларусь в свете будущего председательства в ОБСЕ Казахстана? Каковы наши основные предложения по дальнейшей работе организации?
 
С.Мартынов: Беларусь приветствует председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Это решение было не случайным. Это решение, в пользу которого высказались все страны и СНГ, и затем ОДКБ. И не просто высказались, а в пользу которого они, включая Беларусь, очень серьезно и обстоятельно работали и за что нам высказало непосредственную признательность и руководство Министерства иностранных дел Казахстана, и руководство Казахстана, в том числе в ходе визита в Минск, который состоялся в конце ноября.
 
Теперь что касается ожиданий от председательства Казахстана. Мы, конечно, должны реалистически понимать, что председательство Казахстана не означает, что Казахстан будет командовать ОБСЕ. Любой председательствующий, в данном случае наши друзья и коллеги из Казахстана, как председатели будут представлять всю организацию и будут отвечать перед всеми в этой организации.
 
Естественно, при этом мы ожидаем, что председательство Казахстана будет учитывать в возможной в практической работе председательства мере и те подходы, и те позиции, с которыми мы как СНГ, как ОДКБ выдвигали их на это председательство. И здесь, конечно, Казахстан будет в значительной степени как председатель организации руководствоваться согласованными уже решениями всей ОБСЕ, которые недавно были приняты на встрече министров иностранных дел этой организации в Афинах, состоявшейся в начале декабря. В ходе этой встречи была принята декларация, которая определяет параметры так называемого "Корфуского процесса" – процесса консультаций по укреплению европейской безопасности в различных ее аспектах. Центральным импульсом к появлению этого процесса, который назван по имени острова Корфу, где ему было положено начало, стала инициатива нашего партнера – России о разработке договора о европейской безопасности. Мы также активно участвуем в продвижении этой темы.
 
В рамках этого процесса и этой темы удалось добиться включения в диалог корфуских тем, которые нас интересуют. Эта тема реформирования ОБСЕ, превращения ее в гораздо более эффективную организацию. Что мы здесь имеем в виду. До сих пор ОБСЕ не имеет своего устава. Необычный феномен для международной организации. Далее: мы настаиваем, чтобы ОБСЕ более эффективно работала с другими европейскими организациями, которые действуют в сфере безопасности. Это и СНГ, и ОДКБ, и ЕС, и НАТО. В частности, в Афинах мы выступили с инициативой о том, чтобы привлечь к этому взаимодействию всех задействованных в сфере безопасности организаций и парламентариев этих стран и провести встречу руководителей парламентских структур, отвечающих за безопасность всех этих организаций.
 
Кроме этого, нами успешно продвинуты решения по тем темам, которые мы всегда ставили в рамках ОБСЕ в последние годы. Это темы энергобезопасности, темы безопасности критической инфраструктуры – одна из наших предыдущих инициатив, темы которые мы с вами затрагивали применительно к "Восточному партнерству" – энергоэффективность, энергосбережение, новые возобновляемые источники энергии. Все это является темами, которые будут активно фигурировать, в том числе и в ходе казахского председательства.
 
Мы также рассчитываем с учетом нашей постоянной активной роли в экономическом измерении ОБСЕ, что в ходе казахского председательства Беларусь, скорее всего, возглавит комитет по экономическим и экологическим аспектам безопасности в 2010 году. Нельзя обойти вниманием очень важное решение, которого нам удалось добиться в Афинах. Это заявление министров иностранных дел ОБСЕ в связи с 65-летием победы во Второй мировой войне. Важен сам факт принятия этой декларации и важно также то, что в эту декларацию впервые в истории ОБСЕ нам удалось включить осуждение фашизма. Это тоже является важным фактором в предстоящем в следующем 2010 году праздновании этой важной годовщины. Вот, пожалуй, основные параметры, над которыми нам предстоит работать в ОБСЕ в рамках казахстанского председательствования.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Мы настаиваем, чтобы ОБСЕ более эффективно работала с другими европейскими организациями, которые действуют в сфере безопасности. Это и СНГ, и ОДКБ, и ЕС, и НАТО".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика