Если раньше научные конференции в Минске проводили биологи и геофизики, то теперь удалось собраться экспертам в области политики и экономики. 9-10 февраля дискуссии о «Пути Беларуси в Европе» ведут политологи, экономисты, дипломаты и представители властей. Встречу организовала ведущая фабрика мысли — Белорусский институт стратегических исследований (BISS), зарегистрированный пока только в Вильнюсе.
Конференцию открыл глава Представительства Евросоюза в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель. Он приветствовал тот факт, что третья ежегодная встреча BISS впервые проходит в белорусской столице. По словам дипломата, сегодня есть о чем рассуждать — в контексте мирового экономического кризиса, вступившего в силу Лиссабонского соглашения, включения Беларуси в новую политику ЕС «Восточное партнерство» и развивающегося процесса формирования белорусской нации.
Мы говорим на разных языках и можем иметь в виду что-то свое под отдельными понятиями, но нам необходимо общаться и договариваться, чтобы понимать друг друга, отметил Хольцапфель. Между тем два эксперта из объединенной Европы не прошли сквозь сито белорусских посольств и потому примкнуть к минской дискуссии не смогли.
Старший научный сотрудник Института исследований безопасности Евросоюза Сабин Фишер, регулярная участница традиционной экспертной конференции «Минский форум», отметила, что встреча проходит в интересной фазе отношений Беларуси и ЕС. Между сторонами существенно вырос уровень и количество контактов, белорусам просто необходим национальный консенсус о том, как и с какой скоростью двигаться навстречу Европе.
В день открытия конференции эксперты рассуждали о белорусско-европейских отношениях в условиях изменившегося регионального и глобального контекста. Стоит ли Беларусь перед выбором между Россией и ЕС? Есть ли у белорусских властей в этом треугольнике возможности для маневров? При этом русскоязычный политолог из Хельсинки упорно называл Беларусь не иначе как Белоруссией, а эксперты из Брюсселя и Парижа сбивались на долгие описания ситуации в России и Украине.
«Почему не говорят о Польше? Это же новый виток отношений Беларуси и ЕС!» — беспокоилась коллега. Между тем европейские гости выясняли правомерность употребления термина «неофинляндизация».
Самую взвешенную точку зрения по всем вопросам представили как раз белорусские эксперты на подиуме и в зале и подтверждали ее доказательствами. А также ловили европейских коллег на непоследовательности рассуждений.
Политологи сошлись во мнении, что Беларусь не имеет стратегического значения для ЕС, в то время как остается стратегической страной для Москвы. Между тем Брюссель так и не сделал предложения, от которого не смогли бы отказаться белорусские власти, а Россия умеет активно и успешно продвигать интересующие ее интеграционные проекты. Пока ЕС и Минск нащупывают баланс между интересами и ценностями, китайские инвесторы могут привести в Беларусь дотации, которые позволяет ей отказаться от непростого сотрудничества с Европой и сложного — с восточным соседом.
Бледнее всего выглядели представители госструктур, попросившие слово из зала. Хотя к их клише («Не надо на нас давить!») и косноязычности («белорусы не вчера с Луны свалились») нас давно приучили государственные СМИ.
Ответить им взялся Джон Кьяер, глава отдела по связям с Украиной, Молдовой, Беларусью и Южным Кавказом генерального директората Еврокомиссии по внешним связям. Мол, никакого давления: Брюссель ведет переговоры и вносит предложения, а не диктует свои условия. По его словам, для ЕС важно направление и скорость реформ в Беларуси. В конце концов, страна соседствует с тремя государствами ЕС, является важным транзитным партнером ЕС в области энергетики и торговли, а также — вторая по значимости страна в «Восточном партнерстве».
Уровень сближения зависит от того, насколько разделяются общие ценности, напомнил представитель Еврокомиссии. Пока же Брюссель думает, что ответить на запрос Минска о макрофинансовой помощи, планирует увеличить финансирование проектов в Беларуси в 2010-2013 годах и продолжит поддержку структур гражданского общества.
Джон Кьяер также поделился, что во время открытия конференции забыл, что находится в Беларуси. Во время рассуждений политологов о «боях между монстрами» и «сражениях титанов», он почувствовал себя в Голливуде.
Представитель фонда Аденауэра в свою очередь процитировал белорусского политика Павла Северинца: Европы нет без Библии, Бога и без Беларуси. А вот без чего нет Беларуси?
В Минске проходит ежегодная конференция «Путь Беларуси в Европе», организатором которой выступает Белорусский институт стратегических исследований совместно с европейскими...