В Беларуси назрели объективные и субъективные предпосылки для обсуждения вопроса об отмене смертной казни, заявляют в Палате представителей. Однако, несмотря на желание вернуть парламенту статус специального приглашенного в ПАСЕ, Минск не торопится выполнить самое главное условие для этого. Речь идет именно о моратории на смертную казнь или полной ее отмене. Эксперты полагают, что в этом вопросе власти будут тянуть резину.
Статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы Беларусь лишилась после референдума 1996 года, результаты которого не были признаны международным сообществом. И вот в июне 2009 года, после более чем десятилетия заморозки отношений, ПАСЕ приняла резолюцию о возвращении заветного статуса. Правда, выдвинула несколько условий. Одним из важнейших названо решение проблемы смертной казни. Беларусь осталась единственной европейской страной, где применяется эта мера наказания. ПАСЕ настаивает на отмене смертной казни или хотя бы моратории на ее применение.
Официальный Минск вроде бы и не отказывается выполнить это условие, но оговаривается: только не сразу, а после тщательного изучения общественного мнения. При этом чиновники любят напомнить, что на референдуме 1996 года против отмены смертной казни проголосовало 80,44% белорусов.
В Палате представителей Национального собрания даже создана специальная рабочая группа по обсуждению проблематики смертной казни во главе с председателем постоянной комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам Николаем Самосейко.
«Требование Совета Европы будет учитываться, но не станет определяющим для принятия решения о введении моратория на смертную казнь. Нам нужно учитывать все факторы: и политическую волю, и международную ситуацию, и общественное мнение», — сказал он 3 марта журналистам в Минске.
По мнению Николая Самосейко, вопрос о механизме отмены смертной казни — вторичный. Главная цель созданной рабочей группы — изучить предпосылки, которые дают основание решить, нужно ли отменять смертную казнь в Беларуси. Только после этого стоит обсуждать, каким именно образом она может быть отменена: либо через ратификацию международных протоколов, либо через внесение изменений в Уголовный кодекс, либо введением моратория.
К слову, мораторий на применение смертной казни может быть введен по решению президента или парламента. Эта мера считается временной и может быть впоследствии отменена, отметил депутат.
Николай Самосейко не исключает, что придется проводить референдум по поводу полной отмены смертной казни, так как для этого понадобится внесение изменений в Конституцию. Однако депутат убежден, что вначале следует рассматривать вопрос о моратории, а не о полной отмене.
При этом он подчеркнул, что рабочая группа создана не в угоду Совету Европы. По словам парламентария, в Беларуси назрели объективные и субъективные предпосылки для обсуждения вопроса.
Касаясь возможности референдума, член рабочей группы депутат Татьяна Исаченко отметила: «Если придется проводить референдум, то общество должно принимать решение осознанно. Для этого нужно снабдить людей полной, емкой информацией о применении смертной казни в Беларуси, за рубежом и о последствиях ее отмены». Для изучения ситуации после отмены смертной казни члены парламентской рабочей группы намерены посетить Россию и Украину.
Планируется, что деятельность парламентской рабочей группы продлится до лета этого года. Не исключено, что после этого будут проведены парламентские слушания по поводу необходимости отмены смертной казни в стране.
В то же время белорусские и международные эксперты отмечают, что для решения проблемы смертной казни, а в частности — для введения моратория, белорусское законодательство не требует проведения общенационального плебисцита.
В частности, правозащитник Валентин Стефанович ранее отмечал, что нет никаких правовых препятствий для отмены в стране смертной казни или хотя бы введения моратория на нее. «Есть решение Конституционного суда, принятое еще в 2004 году, о том, что для введения моратория или отмены смертной казни нет необходимости проводить референдум», — подчеркнул он в интервью БелаПАН.
Валентин Стефанович отметил, что во властных структурах любят ссылаться на результаты референдума 1996 года, когда около 80% белорусов проголосовали против отмены исключительной меры наказания. «Кроме того, многие говорят, что поскольку вопрос в свое время выносился на референдум, значит, надо повторно проводить плебисцит, но это неправда, — подчеркнул правозащитник. — Есть решение Конституционного суда. И в самом Основном законе определено, что смертная казнь носит временный характер».
Стефанович считает, что есть два пути решения вопроса. Первый — это введение моратория. «Тогда в Уголовном кодексе такой вид наказания, как смертная казнь, остается, но принимается указ президента о неиспользовании этого вида наказания. Это дело одного дня, — сказал правозащитник. — Второй вариант несколько сложнее, но тоже нет никаких препятствий — это отмена смертной казни. Тогда потребуется внести изменения в законодательство Беларуси, в частности в Уголовный кодекс, из которого изымается статья о смертной казни, а из санкций статей изымается такой вид наказания, как смертная казнь».
Стефанович отметил, что в таком случае поправки в законодательство должен принять парламент страны.
Стоит также обратить внимание на данные социологов. Они свидетельствуют, что за последнее десятилетие отношение белорусов к проблеме смертной казни постепенно менялось в сторону гуманизации. Так, согласно прошлогодним исследованиям НИСЭПИ, около 40% опрошенных выступают за ее отмену.
В свою очередь, главный редактор интернет-газеты «Салідарнасць»Александр Старикевич полагает, что вопрос затягивается потому, что власти пытаются получить «максимально возможные дивиденды» от отмены смертной казни.
«Поэтому решение, которое можно принять в течение 15 минут и которое никак не затрагивает вопросы демократии в стране, но способно вызвать бурю восторга у европейских чиновников, максимально оттягивается», — считает известный журналист.
При этом Старикевич не исключил, что решение проблемы будет «продаваться» в несколько этапов — сначала введение моратория, а затем отмена смертной казни. «Вполне возможно, что все это будет уже после президентских выборов, которые у нас пройдут, как обычно. А когда потребуется продемонстрировать, что в Беларуси не все плохо, что есть какой-то прогресс, вот тогда и будет выложен на стол этот козырь», — предполагает Старикевич.
Рассуждая о возможности референдума по этому поводу, собеседник подчеркнул: «Я не думаю, что его итоги будут иметь хоть какое-то значение для властей, когда они решат, что уже пора сделать Евросоюзу такой подарок».