Белорусский президент Александр Лукашенко выступил инициатором очередного скандала, череда которых сопровождала всё последнее время отношения России и Белоруссии. Минск, по словам Лукашенко, должен искать новые рынки ввиду отсутствия справедливых условий торговли с Москвой и невыполнения российской стороной достигнутых договоренностей. Отдельно президент отметил сарказм, которым Россия, по его мнению, встречает его призывы к восстановлению справедливости между стратегическими партнёрами.
Соответствующее заявление Лукашенко сделал на совещании по итогам визитов белорусской делегации в Венесуэлу и Бразилию. А ранее белорусский лидер заявил, что в формируемом Едином экономическом пространстве Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана не должно быть никаких изъятий и ограничений. И если, по мнению Лукашенко, некоторые изъятия остаются, то такой Таможенный союз ему не нужен.
Надо отметить, что отношения Белоруссии с Россией осложнились, когда Москва поставила вопрос о таможенных пошлинах на нефть, экспортируемую в Белоруссию. В результате Минск обратился в Экономический суд СНГ. Впрочем, Москва отреагировала на иск сдержанно, отметив, что рада цивилизованному подходу белорусских властей. По всей видимости, в этом заявлении Лукашенко как раз и усмотрел обидный для себя сарказм. Говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
«Выступление Лукашенко после поездки в Латинскую Америку, наверное, можно объяснить тем, что реальных преференций для Белоруссии от этих стран он, естественно, не добился. В этом нет ничего удивительного. Удивительно то, что нормальные хозяйственные споры, когда в муках рождается, наконец, Таможенный союз, Александр Григорьевич постоянно выносит на некий политический уровень, и даже на уровень президента. На самом деле это вопрос, который должны обсуждать премьер-министры или даже эксперты. Эмоциональное комментирование экономических споров создаёт впечатление, что страны стоят на грани разрыва. Хотя на самом деле в реальности ничего подобного нет. Выгоды от Таможенного союза настолько велики, что всё равно договоримся».
Безусловно, президента Лукашенко нельзя обвинить в пренебрежении здравым смыслом. Он известен как эмоциональный политик, порой, чрезмерно остро реагирующий на внешние раздражители, к которым можно отнести несовпадение ряда аспектов экономических политик двух стран. Но при этом, как полагают эксперты, как раз национальные интересы Белоруссии буквально толкают Лукашенко на укрепление и расширение союза как с Россией, так и со странами СНГ. Так что эксперты призывают Москву спокойно относиться к заявлениям белорусского лидера. Судя по всему, российское правительство действительно не склонно особо драматизировать ситуацию. Там работают оптимисты, продвигающие сейчас проект создания зоны свободной торговли в масштабах СНГ. В кабинете надеются, что этот проект будет принят Содружеством уже в нынешнем году.
Для постсоветского пространства, где в последние годы экономические связи лишь ослабевали, создание зоны свободной торговли является крайне амбициозной задачей. Уровень либерализации торговли в этой зоне будет, разумеется, ниже, чем в Таможенном союзе. Но почти полная гармонизация экономического законодательства всех стран СНГ подстегнёт региональный товарооборот и стимулирует рост национальных экономик, и кроме того, поможет модернизации российской экономики, которая нуждается в инновационном сотрудничестве со странами-соседями.