Послание президента: смутное предчувствие
22.04.2010 10:34
—
Новости Политики
|
Тем не менее расстановка акцентов в речи президента подтверждает давно сделанный экспертами вывод о том, что работавшая с начала 2000-х годов модель социально-экономического развития Беларуси исчерпывает свои ресурсы и нуждается в замене. Похоже, что сегодня это понимают и в Администрации президента, но четкого представления о новой стратегии у руководства страны нет. В поисках новой стратегии Первой особенностью послания 2010 года стало подчеркнутое внимание главы государства к новой стратегии технологического развития белорусской экономики. Лукашенко начал выступление с заявления о том, что перед Беларусью стоит задача совершить "динамичный качественный прорыв", причем сделать это необходимо в кратчайшие сроки. Вряд ли кто-то будет спорить со словами президента о том, сегодня важно мыслить по-новому, преодолевать инерцию, пассивность, неверие в свои силы, недооценку собственных возможностей. В этом главное отличие экономического блока послания 2010 года от всех предыдущих обращений президента к парламенту и народу. Если в прошлогоднем обращении был сделан упор на управленческой дисциплине, экономии сократившихся в кризис ресурсов и сплочении нации, то сегодня для Администрации президента приоритетами стали структурное преобразование экономики, повышение доли высокотехнологичных отраслей и инновационного сектора и переход к принципу деловой конкуренции вместо государственной монополии. Конец эпохи "2003-2010" Именно поэтому послание 2010 года можно назвать этапным и поставить в один ряд с не менее эпохальным выступлением президента на семинаре для идеологических работников в марте 2003 года. Тогда Лукашенко произнес хрестоматийную фразу "Мы не провинция – нам надо выпрямляться". Белорусская экономика действительно начинала выпрямляться. По результатам 2003 года доходы в белорусский бюджет увеличиваются на рекордные 10,7 процентных пункта. Главная причина успеха – беспошлинные поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. В 2007 году Россия наносит первый удар по белорусскому "нефтяному офшору" и вводит механизм раздела пошлин на экспорт Беларусью нефти и нефтепродуктов, а с 2010 года и вовсе начинает облагать пошлиной большую часть поставок нефти в Беларусь. Белорусские эксперты уже успели назвать новый режим торговли нефтью бомбой под белорусское экономическое чудо. Не остался в стороне и президент. Второй особенностью послания стала неожиданно эмоциональная и продолжительная критика политики Российской Федерации как раз в вопросе торговли энергоресурсами. О том, насколько высоки ставки, говорит и обилие уголовной лексики в речи Лукашенко. "Нас хотят наклонить, нагнуть, заставить на коленях ползать…". Все эти красочные метафоры имеют вполне конкретный экономический смысл и указывают на то, что эпоха "выпрямления" белорусской экономики подошла к концу. На повестке дня поиск новых источников роста, осложненный продолжающимся экономическим кризисом и особенностями белорусской системы управления, которые вызывают все больше нареканий у руководства страны. Эффективная бюрократия Лукашенко недаром уделил в послании несколько минут проблеме повышения качества управления и особенно критично прошелся по чиновникам и директорам предприятий. Как известно, на протяжении как минимум последних 3 лет иностранные инвесторы сталкиваются с загадочным явлением. Белорусские чиновники и руководители государственных предприятий, вместо того чтобы вступать в деловые отношения, предпочитают спустить на тормозах инвестиционные предложения иностранцев. Самым настойчивым инвесторам приходится решать вопросы на уровне правительства или даже президента. Многие комментаторы считают, что в этом проявляется жажда Александра Лукашенко лично контролировать в Беларуси абсолютно все. Но остается место и для другого объяснения: в своей массе белорусский управляющий класс не готов общаться с представителями иностранного бизнеса. Эффективной системы стимулов для привлечения иностранных инвестиций пока не создано, поэтому не удивительно, что в кабинетах власти процветает формализм. Впервые эта тема была поднята президентом в послании 2008 года, и спустя 3 месяца тогдашний глава Администрации Г. Невыглас был заменен на В. Макея. Как видно, в 2010 году ситуация не изменилась к лучшему. Никогда ранее в посланиях президент не уделял столько внимания бюрократизму и волоките, которые процветают среди белорусских управленцев. Инновации – новые точки роста Третьей особенностью послания можно считать выраженный акцент на развитии инновационных, высокотехнологичных отраслей экономики. Президент отметил, что экономике нужны как рыночные, так и правовые стимулы для наращивания предприятиями инновационной активности и поручил правительству разработать закон "О государственной инновационной политике". К сожалению, этот тематический блок оставил больше всего вопросов, главный из которых: "Где взять ресурсы для развития новых отраслей?" Как известно, развитие высоких технологий, той же атомной и "зеленой" энергетики, требует особенно высоких затрат. Внятного ответа на вопрос об источниках модернизация белорусской экономики и повышения ее конкурентоспособности в послании не прозвучало. Накануне в СМИ появилась информация о готовящемся проекте президентского указа "О венчурном финансировании", который должен создать условия для рисковых частных капиталовложений. Судя по тому, что впервые о подготовке такого законопроекта было объявлено летом 2007 года, венчурные инвесторы в Беларуси рискуют столкнуться с тем же бюрократизмом, с которым вынуждены иметь дело обыкновенные иностранные инвесторы. В эту же ловушку белорусской бюрократии могут попасть и проекты по созданию высокотехнологичных производств или транспортно-логистического коридора для иностранных компаний, заинтересованных в работе на рынке Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Что, разумеется, не мешает этим проектам быть привлекательными и амбициозными стратегическими инициативами белорусского руководства. Внешнеполитический казус Послание президента не вышло бы за пределы белорусского информационного поля, если бы не резкие выпады в адрес российского правительства, в особенности намек на причастность российских спецслужб к перевороту в Кыргызстане и заявление Лукашенко о приглашении в Минск свергнутого президента К. Бакиева. Такой дипломатический курьез уже озадачил российских и белорусских политологов. Дело в том, что политические выгоды от приглашения Бакиева в Минск просматриваются с трудом. Во время пресс-конференции в Минске 21 апреля Бакиев сделал ряд заявлений о непризнании своей отставки и о том, что он является законным президентом, которого признало международное сообщество. Судя во всему, Александр Лукашенко решил выступить гарантом справедливости в Кыргызстане и пробует вмешаться в политическую игру в Средней Азии. Однако снова возникает риторический вопрос о ресурсах, которыми располагает Минск для такого внешнеполитического маневра. Сдержанная реакция США и России на кыргызский конфликт говорит о том, что в восстановлении режима Бакиева и вероятном новом всплеске насилия не заинтересован никто. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Расстановка акцентов в речи президента подтверждает давно сделанный экспертами вывод о том, что работавшая с начала 2000-х годов модель социально-экономического...
|
|