Юрист-консульт Брестской областной организации БСДП (Грамада) и Брестского представительства БХК Виталий Нагорный на себе испытал все нюансы так называемой «либерализации» избирательной системы, о чем и рассказал "Белорусскому партизану".
- На всех этапах предвыборной кампании чувствовалось «сито» власть имущих - при формировании избирательных комиссий, при регистрации наблюдателей и кандидатов в депутаты. Повсеместно происходило отсеивание представителей всех демократических сил. К примеру, когда меня областная организация БСДП (Грамада) выдвинула в Брестскую городскую избирательную комиссию, нам отказали - без всякой мотивировки. Хотя у меня есть и опыт работы, и знаний вроде хватает, есть юридическая практика. Дали заявку на меня в участковую комиссию в Ленинском районе г.Бреста - та же история: отказать! «Грамада» подала иск в суд о признании незаконными действий брестских горсовета и горисполкома, Ленинского райсовета и администрации Ленинского района г.Бреста. Когда мы ознакомили судью с общим количеством всех кандидатур, выдвинутых в комиссии (примерно 1600 человек), и тремя попавшими в них представителей нашей партии (выдвигалось 14), то у него округлились глаза, и на лице читалось недоумение: «Как такое могло произойти?» Но придя в себя, он, тем не менее, принял решение не в нашу пользу. Считаю, что никаких радикальных изменений в Избирательном кодексе не произошло. Послабления были перманентные, «косметические», не что иное, как завуалированные ограничения. Чтобы выборы были открытыми и прозрачными, важны наблюдение и подсчёт голосов избирателей. К подсчёту голосов наблюдатели по-прежнему не допускаются, мол, они не должны мешать работе комиссии. В своё время президент сказал, что нет смысла вносить в ИК изменения насчёт допуска наблюдателей к подсчёту голосов, потому что это решают председатели избирательных комиссий. А председатели комиссий - это люди власти, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы выборы были демократическими, открытыми и прозрачными, а наоборот. Некоторые агитаторы, которые приходили на дом к избирателям, просили: «Проголосуйте, пожалуйста, досрочно». А вот при Советском Союзе для досрочного голосования нужна была веская причина, к примеру, командировка, и это нужно было чуть ли не доказывать справкой с места работы. То есть я должен был объяснить, указать причину, почему я пришёл проголосовать досрочно. Но самое главное, что меня настораживает на этих выборах, - это то, что я могу проголосовать без паспорта, чего раньше не было. Председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной было дано такое разъяснение. Понимаете, к чему это может привести? К фальсификации выборов. Например, я могу прийти и проголосовать за того, о ком я знаю, что он не пойдет на выборы, заболел, уехал или вообще покойник. Притом могу прийти голосовать не один раз - за разных людей. Это опасная для общества инициатива власти, которая добавляет ей «очки». При этой избирательной системе, когда, чтобы выборы считались состоявшимися, не надо 50 процентов голосов избирателей плюс один голос и может прийти хоть 5 процентов, существование одномандатных округов - это нонсенс. Одномандатных округов и участков вообще не должно быть, потому там на выборах у избирателей нет никакого выбора. А что будет на самих выборах? Я совершенно убеждён, что изменения в Избирательном кодексе - это «пыль», поднятая властями, чтобы показать Западу, что в Беларуси идёт процесс либерализации. На самом деле вместо неё пришло ужесточение, которое проявилось в самом худшем виде. Ни копейки не стоит такая либерализация, о которой говорят «верхи». Она лишь слегка приукрасила «фасад» и не внесла существенных изменений.
Юрист-консульт Брестской областной организации БСДП (Грамада) и Брестского представительства БХК Виталий Нагорный на себе испытал все нюансы так называемой...