Апрель оказался богатым на события. Хитроумные политические комбинации с Бакиевым, нефтяные венесуэльские реки, лирические отступления ЦИК и другие яркие моменты – в традиционном обзоре «Салідарнасці».
1. Революция в Кыргызстане так и осталась бы для нас событием далеким и мало понятным, если бы сверженный президент Курманбек Бакиев случайно ни обнаружился в Минске. Обласканный теплым приемом тут, Бакиев, ранее собственноручно подписавшийся под своей отставкой, вдруг отказывается от своих слов и обвиняет Россию в том, что она «не выполнила условий». Пока киргизская оппозиция требует выдать «преступника, за которым смерть многих людей», эксперты гадают: для чего Лукашенко понадобилось приглашать Бакиева? Одни уверены, что белорусский президент испугался повторения событий в Бишкеке, другие — что Бакиев может стать предметом торга между Минском и Москвой (кстати, Москва уже дала понять, что считает действия белорусского лидера откровенно недружественным шагом и попеняла «батьке» за «прием на ПМЖ людей, которые потеряли работу». ). Однако все сходятся во мнении: Лукашенко ведет свою игру.
2. Результат другого странного зарубежного контакта белорусских властей мы могли наблюдать уже в этом месяце. Вся страна, как завороженная, следила за перемещением танкера с романтичным названием «Морская звезда», спешащего доставить в наши края венесуэльскую нефть. Причалив в Одесском порту, 80 тонн нефти двинулись далее по железной дороге в направлении Мозырского НПЗ. Так началась реализация одной из наиболее загадочных сделок последнего времени — ни цена нефти, ни возможность ее поставки в долгосрочном плане не известны. Зато Александр Лукашенко уже потребовал, чтобы вся прибыль от переработки осталась в Беларуси, несмотря на то, что более 40% акций МНПЗ принадлежит российским акционерам. «Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону, пеняй на себя» — предупредил президент генерального директора Мозырского НПЗ Анатолия Куприянова.
3. А пока танкер с нефтью бороздил просторы Большого театра белорусско-венесуэльских отношений, в стране незаметно прошли выборы депутатов местных советов. Вряд ли кто-то ждал от этой кампании каких-то сенсаций. «Белорусская машина по фальсификации выборов дала сбой» всего в нескольких случаях: лишь 9 представителей от оппозиции из более чем 21 тысячи депутатов. Далее как обычно: оппозиция кричит о массе нарушений, Центризбирком заявляет, что серьезных просчетов допущено не было. Да и недосуг ЦИКу заниматься такими глупостями, как разбираться с какими-то там «нарушениями»: Центризбирком – организация творческая. Чего стоят одни стихи секретаря Николая Лозовика, посвященные его начальнице Лидии Ермошиной, которой «В один Бобруйск, по праву, путь теперь открыт…». И пусть некоторые злопыхатели посчитали это чистой воды издевательством, творческий порыв было уже не остановить и в следующем стихотворении Лозовик уже без особого стеснения называл свою начальницу «обезьяной», «змеёй» и «кентавром». Пушкин отдыхает.
4. Апрель всегда был традиционным месяцем, когда президент спешит с высокой трибуны послать всех белорусов вместе с парламентом. Так случилось и в этом году. Опять все те же байки о прекращении дотаций сельскому хозяйству, ужасы об оппозиции, которая «катается как кот в масле» вместе с Козулиным, который, оказывается, что «взорвал» и срок получил, разнос по поводу забитых складов, упрек в сторону «матушки России», из-за которой теперь «мы должны благодарить… своих «врагов» — МВФ, Европу, Запад» и множество других, уже набивших оскомину, популистских речей. О том, как слова президента соответствуют реальным делам, все уже хорошо знают, поэтому близко к сердцу не принимают. Из нового белорусы узнали разве что о готовящейся «Директиве №4» да приезде Бакиева в Минск.
5. Было в этом месяце еще одно запоминающееся «послание». На праздничной пресс-конференции по случаю Дня единства Беларуси и России госсекретарь Союзного государства Павел Бородин публично отправил посла Беларуси в России Долголева «в одно место — какое вы знаете». Примечательно, что за белорусского посла так никто и не вступился. Более символичной ситуации, характеризующей белорусско-российские отношения, кажется, и придумать сложно.
6. А пока политики разбираются с разного рода союзами, авторынок с замиранием сердца ждет 1 июля 2010 года, когда в результате вступления в Таможенный союз может измениться режим ввоза физическими лицами легковых автомобилей в Беларусь. Согласиться ли Россия, «потерпеть» или же подержанным иномаркам из Беларуси поставят шлагбаум пока остается только гадать. Однако на практике авторынок пока не верит в повышение пошлин.
Апрель оказался богатым на события. Хитроумные политические комбинации с Бакиевым, нефтяные венесуэльские реки, лирические отступления ЦИК и другие яркие моменты...