В Послании народу и Парламенту Президент подчеркивал важность привлечения в страну солидного международного капитала. Иностранные инвестиции нужны. Это аксиома. Но всегда надо внимательно следить и за тем, чтобы деятельность инвестора соответствовала интересам государства. Дабы не случилась так, что на каждый вложенный доллар впоследствии будем иметь на миллион потерь. Об этом наш сегодняшний разговор.
Сегодня на высоком уровне обсуждается возможность привлечения на наш рынок крупной иностранной кондитерской корпорации. Выгоды вроде как очевидны: в стране усилится конкуренция, поступит дополнительная валюта... Но есть другой, интересный и принципиальный взгляд на этот вопрос, на перспективы нашей кондитерской отрасли в целом. Им поделился заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Николай АНТИХЕВИЧ.
— Николай Викторович, вы курируете вопросы кондитерской отрасли, насколько она у нас конкурентоспособна? Порой можно услышать мнение, что наши фабрики отстали в техническом развитии, продукция проигрывает импортной...
— Не соглашусь. Доля зарубежных изделий на нашем рынке в последние пять лет не превышала 32 — 36 процентов. Доминируют в торговой сети наши фабрики «Коммунарка», «Спартак», «Красный пищевик», «Слодыч»... И это, безусловно, свидетельствует, что белорусская продукция качественная, пользуется спросом. Если бы наши конфеты, шоколад, печенье были неконкурентоспособными, их бы не покупали. А посмотрите экспортную статистику! Да, у нас было падение объемов продаж в 2007 — 2008 годах, когда случилась история с товарными знаками на российском рынке. Тогда, как вы помните, московская компания «Объединенные кондитеры» заявила, что «советские» товарные знаки, которые использовали наши фабрики, уже зарегистрированы в России. По юридическим причинам часть поставок приостановилась. Но мы перерегистрировали наименования, освоили новые рынки. И за последние два года можно констатировать небольшой, но прирост экспорта в целом по отрасли. А если посмотреть на наших ведущих производителей «Коммунарку» и «Спартак», то минская фабрика прибавила в прошлом году на 19,6 процента, гомельская — на 42,5.
— То есть, по вашей оценке, кондитерская отрасль успешно развивается?
— Безусловно, нет предела совершенству. И нашим кондитерам еще необходимо работать и над качеством, и над продвижением своей продукции. Но должен отметить: они стараются. За последние пять лет кондитерские организации вложили в свое технологическое развитие 132 миллиарда рублей. Освоены новые, импортозамещающие виды продукции. Повысилось качество изделий. Отрасль не застряла в советском прошлом, как некоторые пытаются это представить, — она динамично развивается. При этом все наши фабрики за исключением «Красного мозырянина» не берут денег у государства, а работают за собственные средства и кредитные ресурсы.
— Известно, что ведутся переговоры о появлении на нашем рынке нового производителя — украинской корпорации «Рошен». Приход в Беларусь такого крупного инвестора с известным брэндом, надо понимать, придаст отрасли еще большую динамику?
— Такое мнение популярно. Но есть нюансы. На мой взгляд, появление в Беларуси «Рошена» в государственном масштабе будет иметь больше отрицательных последствий, чем положительных. Может, это прозвучит категорично, но такая крупная империя, как «Рошен», способна «уложить на лопатки» нашу «кондитерку». Я напомню, что в свое время концерн «Бабаевский» очень хотел приобрести минскую фабрику «Коммунарка» и таким образом зайти в Беларусь. Фактически операция по поглощению активов уже шла полным ходом, но ей жестко воспрепятствовал Президент. И благодаря этому мы не только сохранили брэнд «Коммунарка», но сама фабрика успешно развивается, наращивает объемы продаж. Что будет, если в Беларусь придет «Рошен»? Боюсь, ничего хорошего ни для «Коммунарки», ни для «Спартака», ни для других наших производителей. Может повториться история с государственным пивзаводом «Крыница», который сегодня стремительно теряет внутренний рынок под напором иностранных компаний. Зачем это?
— Поясните, на чем основаны ваши опасения. Ведь сейчас, не имея своего производства в Беларуси, «Рошен» присутствует на прилавках наших магазинов, конкурируя с продукцией белорусских кондитеров. Разве станет хуже, если рошеновские конфеты будут не импортироваться, а производиться здесь в Беларуси? Ведь это создаст рабочие места, бюджет получит дополнительные налоги. Кроме того, в страну поступят определенные инвестиции в валюте.
— Дело в том, что уже сегодня присутствуя на нашем рынке, «Рошен» ведет себя, скажем так, не вполне по–джентльменски. Когда–то украинские конфеты ассоциировались у нас с низкими ценами. Так было. Но посмотрите, что происходит сегодня. Килограмм шоколадных конфет «Рошена» продается у нас по 40 тысяч, по 50 тысяч! И при этом корпорация захватила полки и минских гипермаркетов, и региональных магазинов потребкооперации. Фактически дилеры «Рошена» выкупают самые лучшие, самые выгодные места, вытесняя более дешевую белорусскую продукцию. Увы, практика т.н. маркетинговых платежей, судя по всему, получила у нас широкое распространение. Я не буду говорить, кто кому и сколько отчисляет. Но мои наблюдения и неофициальные беседы позволяют сделать вывод: импортная продукция получает самые выгодные полки не просто так, а за хорошее вознаграждение. Еще больше удивляет откровенное лоббирование проекта по открытию в Беларуси фабрики «Рошен». Все это сопровождается рассуждениями о пользе конкуренции. Но они имеют очень мало общего с реальностью.
— Почему?
— Зайдя в Беларусь, «Рошен» получит широкое поле для ценовых маневров. Он начнет демпинговать, искусственно занижать цены на свою продукцию, и тогда объемы продаж «Коммунарки», «Спартака», «Красного пищевика», «Ивкона», «Конфы» начнут падать. А к чему это приведет? На наших фабриках сузится налогооблагаемая база, возможно, придется сокращать трудовые коллективы. В итоге вместо роста бюджетных поступлений и новых рабочих мест мы просто получим перераспределение рынка в пользу мощной иностранной корпорации. Кроме того, насколько я знаю, «Рошен» заинтересован в Беларуси как в сырьевой зоне. Зайдя сюда, корпорация, вполне вероятно, будет скупать наше молоко, наш сахар и перенаправлять его на свои кондитерские производства в Украине. С одной стороны, что в этом плохого? Экспорт. Но давайте посмотрим глубже. Вывоз сырья — упущенная выгода для государства. Ведь и молоко, и сахар мы могли бы заложить в наши белорусские конфеты и экспортировать продукцию уже с гораздо более высокой добавленной стоимостью. То есть зарабатывать больше валюты.
— Позвольте такой провокационный вопрос. Допустим, мы не будем открывать рынок для крупного иностранного инвестора. Но есть уверенность, что «Спартаку», «Коммунарке», всей нашей кондитерской отрасли хватит ресурсов, чтобы оставаться конкурентоспособными и в будущем?
— Безусловно. Отраслевая программа развития кондитерских организаций на 2011 — 2015 годы позволит увеличить суммарное производство на 27,1 тыс. тонн. Это соответствует мощностям новой кондитерской фабрики. Но это будут наши мощности, а не иностранные. Подчеркну, пятилетняя программа абсолютно реальна и учитывает тенденции рынка. Она предусматривает установку современных полнокомплектных линий по производству мучных изделий, пастиломармеладной продукции, шоколада нового качества, мягких конфет и карамели.
В развитие и расширение производства за пять лет будет инвестировано 217,2 млрд. рублей. Установлено 27 новых линий, из них 6 уже в этом году. Что получим на выходе? К 2015 году емкость белорусского рынка кондитерских изделий составит 180 тыс. тонн, а суммарная производственная мощность наших фабрик — 185 тыс. тонн. Это не значит, что мы заполним весь рынок собственной продукцией и в стране не будет импортных конфет, шоколада, карамели, печенья. Нет! И «Белгоспищепром», и торговля заинтересованы в том, чтобы у покупателя был выбор. Но увеличив производственные мощности, мы сможем не только предложить больше разнообразной продукции нашему покупателю, но и наращивать экспорт.
— То есть мы можем развивать кондитерскую отрасль своими силами, не привлекая на рынок внешних игроков?
— Я в этом убежден. Нет сомнений, что стране нужны иностранные инвестиции. Остро требуются они и пищевой промышленности. В новых технологиях, передовом опыте и финансовых ресурсах нуждаются консервно–овощесушильная, масложировая, картофелеперерабатывающая отрасли. Вероятно, лучше привлечь сюда иностранных инвесторов, чем вкладывать миллиарды государственных рублей. Но есть другие отрасли: кондитерская, сахарная. Они прибыльны и развиваются. Так стоит ли нам подвергать их риску? Ведь есть золотое правило менеджмента: не трогай то, что успешно работает.