Правозащитники считают приговоры, вынесенные экс-кандидатам в президенты Николаю Статкевичу, Дмитрию Уссу и их соратникам, «явно политическими», политики называют их жестокими, аморальными и незаконными.
Напомним, 26 мая суд Ленинского района Минска приговорил экс-кандидата в президенты Николая Статкевича к шести годам лишения свободы в колонии усиленного режима, бывшего кандидата в президенты Дмитрия Усса — к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Проходящие с экс-кандидатами по одному делу приговорены: Александр Класковский — к пяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима; Артем Грибков — к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима с принудительным лечением от алкоголизма; Александр Квяткевич — к трем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима; Дмитрий Буланов — к трем годам лишения свободы в колонии усиленного режима; Андрей Позняк — к двум годам ограничения свободы без направления в колонию.
Людмила Грязнова, лидер организации «Правозащитный альянс» (Литва), заявила БелаПАН, что «сегодняшнее судебное решение очень жестокое, потому что вчера в Астане не кто иной, как Лукашенко, заявлял, что будут освобождены организаторы Площади. Их не только не освободили, их посадили по полной программе». «Тот, кто развязал эту бойню (19 декабря 2010 года. — БелаПАН.), тот на свободе и не у дел. А те, кто на это смотрели, получили лишение свободы», — сказала Грязнова.
«Если делать выводы по сегодняшнему приговору, то политика в стране византийская, и с какой ноги встанет руководитель страны и кто первый подаст ему информацию, от того и зависит какое-то политическое решение», — считает она.
Правозащитница Елена Тонкачева отметила: «С правовой точки зрения то, что за одни и те же действия судят разных фигурантов одного дела по разным статьям, — это правовой нонсенс. Это исключительно политический расклад. Возможно, не только политический, но и околополитический, связанный с переформатированием политического пространства».
«Нужно четко понимать и делать акцент на том, что массовых беспорядков 19 декабря 2010 года в Минске не было. Этот уголовный состав должен быть пересмотрен на всех последующих стадиях. Если этого не случится в рамках национальной правовой системы, значит, он должен быть пересмотрен на уровне квазисудебных международных органов», — заявила Тонкачева.
Руководитель избирательного штаба Николая Статкевича Сергей Марцелев уверен, что вскоре все осужденные по делу 19 декабря 2010 года выйдут на свободу. Сам Марцелев был осужден судом Заводского района Минска к двум годам лишения свободы с испытательным сроком два года.
Политик уверен, что никаких доказательств вины Статкевича, равно как и других подсудимых, не добыто. Кроме того, он считает, что никаких массовых беспорядков 19 декабря 2010 года в Минске не было. «Максимум, что можно предъявить тем, кто бил стекла в Доме правительства, — это хулиганство, причем не по уголовному, а по административному кодексу», — сказал он. При этом Марцелев отметил, что судить кандидатов в президенты вообще не за что, поскольку сами они хулиганских действий не совершали. «Я уверен, что все эти достойные и мужественные люди, в том числе человек, с которым я сотрудничал на президентских выборах — Николай Статкевич, вскоре выйдут на свободу. Они доказали свое право быть политиками не только во время избирательной кампании, но и во время этого судилища», — заявил Марцелев.
Лидер гражданской кампании «Говори правду!» Владимир Некляев, присутствовавший на вынесении приговора, отметил: «Тут же есть молодые люди, тот же самый Дмитрий Буланов. У него болезнь, и болезнь серьезная. В тюрьме его пробовали лечить, но его же сегодня в госпиталь забирать надо, а не в тюрьму сажать. И это судом не принимается во внимание! Это что, человеческая власть? Это уже за моралью, за законом». Сам Некляев был приговорен к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года.
Один из инициаторов создания партии «Беларускі Рух» Виктор Ивашкевич заявил: «Лукашенко не пойдет ни на какие уступки. Никакие европейские «озабоченности», никакие «плачи» и «недовольства» его с места не подвинут. Никакой кризис. Только массовый выход людей на площадь. Выход людей на площадь, на все площади белорусских городов может освободить политзаключенных. Пока люди будут возмущаться на кухнях — все будут сидеть. Одни на кухнях, другие в тюрьме».
Заместитель председателя движения «За Свободу!» Юрий Губаревич считает, что это «однозначно жесткие и неоправданные приговоры». «Мы видим, что продолжается тактика, которую определила судебная система и на предыдущих процессах. Сроки приговоров практически не отличаются от тех, что требует прокурор», — отметил Губаревич.
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Алексей Шеин отметил, что Лукашенко всегда с симпатией относился к региону Северной Африки. «То что мы наблюдаем сейчас — это перенимание самых плохих традиций этих стран. Даже не политических. Это очень напоминает то, чем занимаются сомалийские пираты: захват заложников и обмен их на деньги. Поэтому я воспринимаю этот приговор как очень циничный, очень прагматический и — как пиратскую торговлю», — сказал Шеин.