Помните персонажа сказки Кэррола, который имел свойство растворяться в воздухе, оставляя лишь бесплотную улыбку? Белорусская сетевая революция напоследок тоже сардонически улыбнулась на манер Чеширского Кота. В сегодняшней фазе она иронизирует и над теми, кто загорелся кухонной надеждой, что авось детишки с мобилами играючи свалят режим; и над теми, кто вновь неадекватно нагнал — на этот раз к рынкам — тучи людей из органов.
От пиаровского фиаско в очередную среду, 27 июля, координаторов проекта спасли только государственные СМИ. Ранее предпочитавшие замалчивать «молчаливые протесты», ныне они раструбили весть о провале акции сетевых революционеров. Учитывая контингент этих СМИ, можно быть уверенным, что после такой бесплатной рекламы таинственным поветрием заинтересуются и далекие от интернета категории граждан.
Триумф маскировки стал гибелью жанра
Итак, 27 июля «Революция через социальную сеть», снова экспериментируя с форматом, пошла на рынки. Больной вопрос — как минимизировать задержания — был решен идеально. Кажется, на сей раз не повязали никого.
Но этот предел совершенства стал и смертью жанра: участники действа растворились в окружающей среде. Ни журналисты, ни хапуны не могли идентифицировать носителей вируса молчаливой революции. Представители прессы неуверенно говорят о паре десятков вероятных участников акции на столичной Комаровке. В регионах речь идет о единицах. Короче, и без того слабевший протестный порыв РЧСС утонул в рыночной стихии.
«Координаторы акции стали в какой-то степени заложниками формата», — отметил в комментарии для Naviny.byДенис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований.
По мнению эксперта, сыграли роль несколько факторов: лето — сезон отдыха и разъезда из городов; репрессии отвадили часть публики; наконец, народ не видел четкого плана развития проекта — что делаем через неделю, месяц и т.д.; что и за счет чего получаем на выходе.
Получать же регулярно сутки и штрафы единственно ради символического протеста далеко не все готовы, считает наш собеседник. Более того, пар уйдет, и новой когорте борцов за перемены может не хватить энергии именно тогда, когда она особенно понадобится — в момент вероятного обострения кризиса в стране.
Ряд экспертов отмечает: координаторы несколько увлеклись (или ударились в амбиции). Упустили момент, когда на пике успеха можно было красиво обозначить финиш этого цикла: спасибо всем, пока отбой, наши жертвы не напрасны, морально мы победили, побережем силы для горячей осени!
Технология еще выстрелит
Но в любом случае феномен молчаливых протестов белорусского лета-2011 уже вошел в историю, будет фигурировать в учебниках для политтехнологов. После того как по стране прогулялся каток поствыборных репрессий, эти акции «показали, что духовное сопротивление в обществе не сломлено», отмечает Мельянцов.
Аналитик Владимир Подгол, со своей стороны, подчеркнул в интервью для Naviny.by: серия акций РЧСС показала силу новых технологий. Не будем забывать, что Площадь 19 декабря во многом тоже была собрана через интернет, говорит эксперт. И если возникнет похожий общественно-политический контекст, момент гражданского напряжения, то «эта технология выстрелит», убежден Подгол.
Виктор Корнеенко, зампред движения «За свободу!», подчеркивает: поиск формата, креатив — это здорово, но «ключ к успеху любой кампании — в нарастающей массовости».
В комментарии для Naviny.by политик высказал мнение, что вдохновителям РЧСС, вероятно, стоило бы взять тайм-аут, не множить жертвы, а копить силы «для кульминационной акции, когда обострится социально-экономическая ситуация». Дополнительные возможности Корнеенко видит в кооперации сетевых революционеров со структурами «старой» оппозиции.
Добавлю: есть сведения, что зондаж почвы под такую кооперацию с обеих сторон уже идет. Тем более что, положа руку на сердце, категорически разделять эти две силы не вполне корректно. И среди координаторов, и среди рядовых участников РЧСС видны фигуры «людей Площади».
Как заметил Денис Мельянцов, для многих участие в молчаливых протестах лета-2011 стало своего рода «завершением гештальта».
Проще говоря, они доигрывали разгромленную Площадь, отрабатывали эту психологическую травму. Но, как видим, отработали и сильную технологию на перспективу.
Вертикали готовят осенний подарок
Ну а какой же рисуется перспектива? Ближайшей акцией горячей осени должно стать Народное собрание 8 октября. Его инициаторы (как ни упаковывай проект, а фигуры ряда титульных оппозиционеров за ним прорисовываются достаточно отчетливо) решили вооружиться Конституцией и законом о республиканских и местных собраниях.
Так, статья 37 Конституции гласит: «В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».
Специальный же закон предусматривает, что местные собрания могут созываться не только начальством, но — кто бы мог подумать! — «также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории».
Вот инициаторы Народного собрания, призванного по замыслу аккумулировать протестную энергию масс и поставить ребром перед правящей верхушкой неприятные вопросы, и решили сделать ставку на букву закона. Они пойдут в народ с подписными листами.
Не нужно быть оракулом, чтобы спрогнозировать: власти, у которых уже в печенках нетрадиционные бунты нынешнего лета, от «Стоп-бензина» до «молчаливых сред», постараются задавить новое начинание в зародыше.
Помните, как Владимир Некляев во время прошлогодней президентской кампании попробовал по всем правилам выдвинуться в делегаты официозного Всебелорусского народного собрания? «Задвинули» в два счета. А тут речь идет, по плану организаторов, о десятках, сотнях тысяч участников по всей стране.
Латание дыр не спасет власть
Но властям придется как минимум поломать голову, чтобы найти повод пресечь формально легитимную на 100% народную инициативу в славном «государстве для народа».
В общем, осень в плане политики может получиться тоже нескучной. К слову, вдохновители РЧСС решили перейти на субботний график акций. 8 октября, заметьте, тоже суббота. Значит ли это, что стал воплощаться очерченный аналитиками сценарий альянса продвинутой сетевой публики с пролетарскими массами?
Правда, тут не всё на автомате. Стратеги борьбы с режимом делают ставку на созревание гроздьев народного гнева в результате поствыборного кидалова, когда от 500 долларов средней зарплаты осталось чуть больше половины и сползание в яму продолжается.
Но к октябрю массам, возможно, еще не припечет. Тем более что в больших кабинетах лихорадочно соображают, где бы перехватить деньжат на амортизацию общественных шоков. Вот-вот пойдет с молотка фамильное серебро.
Другое дело, что авральное латание финансовых дыр не спасет анахроничную в принципе белорусскую модель. А поскольку реформ наверху боятся как черт ладана, то сетевая революция, которую вроде как притушили (или придушили), — возможно, только цветочки. Рано хоронят Чеширского Кота.