Намеченный оппонентами власти на 8 октября по всей Беларуси Народный сход — мероприятие безусловно политическое. Однако организаторы стремятся придать ему, и вероятно даже в первую очередь, экономическую тональность. Как полагают эксперты, в таком случае дата мероприятия выбрана не слишком удачно.
В своей программной статье один из руководителей оргкомитета Народного схода Виктор Ивашкевич пишет, что к идее проведения акции подтолкнуло «бандитское ограбление всего народа» (девальвация белорусского рубля, рост цен), «не менее бандитское насилие над людьми» (заключение в тюрьмы кандидатов в президенты, аресты и штрафы в отношении участников молчаливых акций протеста), а также безнаказанность власти.
Ивашкевич полагает, что в такой ситуации населению следует не смотреть молча на происходящее, а стать на защиту своего имущества, семей, прав и достоинства.
Главное требование Народного схода политик формулирует как «верните людям то, что у них украли». В частности, планируется требовать, чтобы зарплаты и пенсии в долларовом эквиваленте были подняты на уровень начала года. Другие требования — остановить рост цен, дать людям возможность свободно обменивать валюту и возвращать валютные кредиты в белорусских рублях.
Ивашкевич акцентирует внимание на том, что «пока протестовать будут сотни или даже тысячи человек, с нами никто не будет считаться. Только когда на улице десятков белорусских городов выйдут сотни тысяч граждан, власти услышат наши требования».
Если же власть не отреагирует на требования масс, Ивашкевич обещает уже не Народный сход, а Народный суд.
«Понадобится, мы пойдем на всеобщую забастовку и непрекращающиеся митинги на центральных площадях белорусских городов и все равно добьемся своего», — подчеркивает он.
На прошлой неделе организаторы Народного схода провели встречу с экспертами, чтобы выслушать их мнение относительно своей инициативы. Как полагает один из участников встречи политолог Денис Мельянцов, организаторы акции 8 октября действительно верят в возможность ее успешного проведения и участие в акции большого количества людей.
«Судя по тому, что звучало на консультации организаторов с экспертами, они железно верят, что в октябре будет пик протестных настроений, и они смогут этим воспользоваться, чтобы вывести на улицы десятки, сотни тысяч людей», — отмечает наш собеседник.
Однако, сообщил Мельянцов, практически все эксперты, которые присутствовали на встрече, скептически отнеслись к такой возможности.
«Эксперты сошлись на мнении, что вряд ли 8 октября будет пик протестов. Скорее, это время, когда люди будут адаптироваться к ситуации, а пик протестов наступит гораздо позже, когда подорожает коммуналка и это отразится на кошельках граждан, — где-то в ноябре-декабре», — рассказал он.
Но, судя по всему, отмечает политолог, организаторы не собираются корректировать свои планы. «Они задавали дополнительные вопросы, что-то себе помечали, но на основании того, что говорили эксперты, организаторы вряд ли будут что-то кардинальным образом корректировать, кроме, наверное, информационной кампании, которая пока в разработке», — сообщил Мельянцов.
Для проведения уличной акции немаловажное значение имеет то, санкционировано мероприятие или нет. Сам же Ивашкевич пишет, что проведение Народного схода и вовсе запрещено быть не может.
Политик ссылается на Конституцию и закон «О республиканских и местных собраниях». Так, согласно Конституции, «граждане принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях». В соответствующем законе написано, что инициаторы собрания должны создать инициативную группу, сформулировать требования к власти, собрать под ними подписи 10% граждан своего города, района в городе, микрорайона, жилищного комплекса и так далее.
Ивашкевич подчеркивает, что по этому закону инициаторы сами определяют день, время и место проведения Народного схода, информируют об этом население, а власти не имеют права его запретить или не разрешить.
«Власти только нужно проинформировать о собрании за 15 дней. Лучше назначать собрание на те места, которые местными исполкомами специально определены для массовых мероприятий», — пишет политик.
Конечно, Ивашкевич не отрицает и того, что «власти могут нарушить Конституцию, законы, даже здравый смысл и попытаться помешать проведению Народного схода». Но если на него придут сотни тысяч по всей Беларуси, никто не посмеет помешать проведению акции, уверен он.
В итоге, резюмирует Ивашкеивч, Народный сход и Народный суд должны закончиться тем, что:
- людям должно быть возвращено то, что у них украли;
- должны быть обнародованы доходы закрытых фондов и компаний;
- должны быть наказаны преступники, которые грабили и истязали белорусов;
- должны быть освобождены все политзаключенные;
- должны пройти действительно свободные выборы, на которых белорусский народ свободно изберет новую власть.
Однако, отмечает Денис Мельянцов, даже при апелляции к полной законодательной легитимности Народного схода, у организаторов не много иллюзий относительно того, что мероприятие будет разрешено.
«Они готовятся и собираются подавать официальную заявку на проведение акции, чтобы все было в рамках закона. Но инициаторы понимают, что, скорее всего, собрание не будет разрешено, а потому готовятся к какой-то другой форме организации мероприятия. Я думаю, что оно пройдет несанкционированно», — сказал политолог.
Главный же вопрос, каков будет масштаб. Пока у аналитиков нет уверенности, что массы широко откликнутся на призывы инициаторов.