По мнению белорусских экспертов, официальный Минск попытается навязать Евросоюзу свою игру. Вопрос в том, насколько готовы к вызову Брюссель и внутренние политические оппоненты режима.
14 сентября Александр Лукашенко подписал указ о помиловании еще 11 осужденных по делу о массовых беспорядках. Таким образом, с учетом помилованных 11 августа и 1 сентября, отпущены уже 24 человека. Но экс-кандидатов в президенты среди них нет.
Помилование участников событий 19 декабря аналитики связывают с договоренностями, достигнутыми на тайной встрече Александра Лукашенко с министром иностранных дел Болгарии Николаем Младеновым в Минске 26 августа. О ней стало известно 1 сентября из попавшего в СМИ письма Младенова верховному представителю Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Факт встречи официально подтвердил МИД Болгарии.
Младенов, в частности, информировал Эштон, что Лукашенко пообещал освободить всех политзаключенных к началу октября и провести круглый стол с оппозицией для обсуждения будущего страны с приглашением «группы мудрецов» для наблюдения и содействия переговорам.
Лукашенко действительно упомянул о возможности проведения неких переговоров. 29 августа, выступая на совещании педагогического актива, белорусский официальный лидер предложил «всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, сесть за круглый стол, посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране».
Однако уже 9 сентября из уст официального лидера прозвучало совсем другое. «Услышали, что Лукашенко что-то сказал. Они это восприняли как переговоры с оппозицией. Я о переговорах не говорил и говорить не собираюсь. Я ни с кем из них не собираюсь переговариваться», — заявил руководитель страны.
Тогда возникли предположения, что в закулисном торге Евросоюз и Минск не смогли договориться по каким-то пунктам, что и вызвало резкую реакцию белорусского руководителя. Однако очередное освобождение политзаключенных показывает, что торг, видимо, продолжается. Сегодня главный вопрос заключается в том, согласится ли Запад начать диалог сейчас или продолжит настаивать на освобождении и реабилитации всех политзаключенных.
Политолог Юрий Чаусов отмечает, что на Западе, как в любой плюралистической системе, сейчас будут разные оценки последних действий белорусских властей.
«Одни подчеркнут, что жесткая политика санкций принесла плоды в виде освобождения политзаключенных. Следовательно, надо такую политику продолжать и не вступать в переговоры до полного выполнения этого требования, — сказал Чаусов в интервью БелаПАН. — Другая точка зрения может быть более мягкой и основываться на том, что режим уже пошел на уступки, поэтому надо вступать в переговоры относительно возможных дальнейших шагов, в том числе и освобождения остальных».
В то же время эксперт предполагает, что первая точка зрения будет иметь больше сторонников, так как европейские политики понимают, что в случае начала диалога сейчас придется договариваться с официальным Минском не о проведении каких-то реформ, а об освобождении оставшихся политических оппонентов режима, что может сильно затянуться.
«Если же Запад проявит твердость и будет стоять на позиции, что освобождение политзаключенных не является предметом диалога, а является необходимым условием для начала этого диалога, то политзаключенные могут быть освобождены более или менее быстро, — уверен Чаусов. — А в дальнейшем уже можно вести переговоры о проведении Беларусью реформ и предоставлении Западом кредитов».
В свою очередь, глава Центра политического образования (Минск) Андрей Ляхович уверен, что Запад не удовлетворится полумерами и будет настаивать на освобождении всех политзаключенных.
«Более того, я не уверен, что даже если режим Лукашенко выполнит это условия, диалог будет возможен. Лукашенко уже показал ЕС, что все шаги в направлении политической либерализации с его стороны не были искренними. Те шаги, которые были сделаны перед выборами 2010 года, сменились беспрецедентными в политической истории современной Беларуси репрессиями», — отметил политолог.
По мнению эксперта, режиму Беларуси в нынешней ситуации необходимо будет сделать «нечто большее, чем просто реабилитация политзаключенных, для того чтобы показать Западу свою действительную заинтересованность в настоящем диалоге». Например, это может быть регистрация ряда неправительственных организаций, упрощение порядка их регистрации в принципе, прекращение давления на независимую прессу,
Собеседник уверен, что острая потребность в получении кредита от МВФ, других займов и инвестиций заставит белорусские власти поторопиться с выполнением условий Запада.
«Думаю, освобождения оставшихся политзаключенных следует ждать в октябре-ноябре, потому что Лукашенко очень нуждается в деньгах и будет просто вынужден уступить», — сказал Андрей Ляхович.
Его коллега Юрий Чаусов, в свою очередь, предполагает, что для Запада одно только освобождение всех политзаключенных станет достаточным условием для начала диалога.
«А вот уже их реабилитация, отмена дискриминационных статей Уголовного кодекса, регистрация каких-то организаций и условия проведения выборов станут непосредственно предметом переговоров Запада с официальным Минском», — прогнозирует эксперт.
Ряд белорусских аналитиков сходятся во мнении, что Минск попытается уступить минимум, а дивидендов собрать максимум. Эксперты подчеркивают, что многое в этой политической игре будет зависеть от умелой стратегии Брюсселя и скоординированных действий белорусской оппозиции.