Французский президент отправился на Кавказ, в эти дни он посещает Армению, Азербайджан и — финальная точка — Грузию. В Тбилиси Николя Саркози наверняка еще раз вспомнит о триумфальных лично для него мгновениях августа 2008 года, когда он предстал перед всей Европой в образе миротворца. Этакий Александр I, вступающий в Париж на белом коне и осыпаемый цветами... Почему его именно сейчас потянуло по местам былой славы, в общем–то понятно. За полгода до президентских выборов во Франции, если верить опросу газеты Liberation, семь из десяти французов не верят в победу Саркози.
Впервые в истории Французской Республики обслуживание госдолга вышло на первое место среди статей бюджета, Елисейский дворец сотрясается от коррупционных скандалов, а правящая партия с треском проиграла выборы в сенат — во внутренней политике в последнее время у него сплошные неудачи. Не поэтому ли он так активен на международной арене. Не знаю, думал ли он о выборах, когда отправлял «Миражи» в ливийскую пустыню, но то, что сейчас он пытается извлечь из этой войны максимальный пиар–эффект, это очевидно. Чего только стоит его пламенная речь перед бурлящей революционной толпой во время недавнего визита в Бенгази. Хотя что в Южной Осетии, что в Ливии ситуация далека от нормальной.
Эксперт Французского института международных отношений Тома Гомар отмечает:
— Не стоит забывать о внутриполитических задачах Николя Саркози. Если действующий президент хочет участвовать в очередных президентских выборах во Франции, то он, конечно, постарается позиционировать себя как успешного внешнеполитического деятеля. Это единственная возможность для него выгодно отличаться от кандидатов от Французской социалистической партии, будь то Мартин Обри или Франсуа Олланд. Так что визит в Грузию — всего лишь способ напомнить о том, что Саркози сыграл важную роль в прекращении российско–грузинской войны. Президентская команда представляет его тогдашнюю политику как большой успех. Хотя на самом деле проблема вокруг Абхазии и Южной Осетии очень далека от решения, мягко говоря. В целом в отношении Грузии явно наступил момент утраты иллюзий...
Нужно сказать, что накануне приезда Саркози неприятные новости распространялись по обе стороны не признанной большей частью мирового сообщества грузино–осетинской границы.
В Тбилиси, где французский президент должен крепко обниматься с Михаилом Саакашвили и громко обсуждать европейский выбор Грузии, такой эмоциональный момент испортил руководитель небольшой региональной телекомпании «Триалети». Как сообщается, Джондо Нанеташвили накануне визита президента Саркози попросил у него политического убежища. И усилил свою «заявку» душещипательным рассказом о том, как год назад на центральной площади в городе Гори неизвестные вытащили его из автомобиля, надели наручники и жестоко избили. «Представители региональных властей не раз требовали от меня продажи телекомпании, в противном случае пригрозили довести ее до банкротства, — рассказал он. — Уверен, что давление на меня и телекомпанию осуществляется с ведома министров». Тем не менее этот скандал, как и жалобы грузинской оппозиции, вряд ли помешают французскому президенту сделать все, что положено по протоколу...
Настоящий бедлам творится сейчас в Южной Осетии. 13 ноября в этой крошечной республике, не получившей необходимого признания в мире, должны пройти президентские выборы. Среди 35 тысяч югоосетин нашлись сразу 25 желающих побороться за высший пост. Чуть больше чем за месяц до этой даты ситуация накалилась настолько, что власти вынуждены были закрыть границу. В том числе и с Россией, которая практически полностью взяла на себя содержание этого региона. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты отверг помощь российских посредников.
Собственно, именно с севера и исходит главная угроза для правящей в Южной Осетии партии на выборах. Зовут «угрозу» Джамболат Тедеев, и он главный тренер сборной России по вольной борьбе. После того как ЦИК отказался зарегистрировать его кандидатом, поскольку он давно живет в Москве, в Цхинвале начались беспорядки. А вчера у отца Тедеева в бардачке машины нашли бомбу. Все это странно... Один альтернативный кандидат средь бела дня получил прикладом автомата по челюсти. У другого неопознанные боевики разгромили офис партии. В общем, Южная Осетия пока остается всеобщей головной болью.