Белорусскую оппозицию хотят сварить, как лягушку. 21.by

Белорусскую оппозицию хотят сварить, как лягушку

13.10.2011 14:00 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Белорусская власть продолжает драконизировать законодательство, затачивать его против политических оппонентов и возможного бунта масс. Аналитики говорят: да, это нагонит страху, но в перспективе чревато румынским сценарием.

В то время как политологи констатируют провал анонсированной оппозицией «горячей осени», власть не дремлет. Тихой сапой разработан и уже в основном принят ряд законодательных новелл, которые независимая пресса окрестила антиреволюционным пакетом.

Обе палаты парламента без шума и пыли проголосовали за поправки в законы о партиях, общественных объединениях и в уголовный кодекс. Суть — суровее наказывать за деньги из-за границы и уличную активность (точнее, даже за попытки ее организовать).

Чуть ранее ужесточили закон о массовых мероприятиях. Кроме того, подготовлен проект изменений в закон об органах госбезопасности, дающий бойцам невидимого фронта еще большую свободу рук.

Так что, туши свет?


Вместо 15 суток — три года

Политический обозреватель Павлюк Быковский не склонен преувеличивать реальный эффект «антиреволюционного пакета». По его словам, значительная часть поправок повторяет действующие нормы.

«У меня складывается впечатление, что это была попытка бюрократов продемонстрировать свое рвение, а не решить проблемы», — отметил аналитик в комментарии для Naviny.by.

Действительно, можно вспомнить, что еще в апреле, выступая с посланием в парламенте, Александр Лукашенко дал установку: «Никакие политические процессы не могут финансироваться из-за пределов страны… Нам надо эту кормушку закрыть».

Эмоциональный накал того послания был навеян Площадью и первыми раскатами финансового кризиса. Теперь, как видим, порыв перекрыть кислород пятой колонне отчеканен в металле законодательных норм.

И я бы не сказал, что поправки косметические. За вещи, которые раньше грозили штрафом или «сутками», теперь могут «закрыть» надолго.

Так, ужесточается ответственность за использование (и даже перевозку или хранение!) иностранной помощи. До трех лет тюрьмы вместо прежних 15 суток каталажки светит за призывы к несанкционированным уличным мероприятиям. Фактически право граждан на мирные собрания перечеркивается, так как испросить разрешение, — глухой номер.

Теперь даже обращение правозащитников в ооновский комитет против пыток при желании можно подвести под измену Родине (от 7 до 15 лет лишения свободы), отметил в комментарии для Naviny.by юрист и правозащитник Владимир Лабкович.

В общем, мало не покажется. По мнению Лабковича, это чревато окончательным скатыванием политической альтернативы, структур гражданского общества в подпольное диссидентство.


В духе дохлых крыс

Обозреватели отмечают, что власть и доселе успешно душила оппозицию, третий сектор, спонтанные уличные протесты типа молчаливых акций.

«Финансирование политической деятельности из-за границы было запрещено и ранее, третий сектор в этом плане поставлен в жесткие условия — получение разрешения на использование грантов или действовать нелегально», — отмечает Павлюк Быковский.

Да, и прежде оппонентов режима по головке не гладили. По принципу: был бы человек, а статья найдется. Но теперь и искать долго не надо: набор новых репрессивных опций под рукой.

Власть страхуется: запас статей-дубин беды не чинит. Во-первых, никогда не помешает нагнать страху. Во-вторых, то, что и так проделывали с «пятой колонной», теперь можно оформлять более «культурно».

И потом, этот не первый такой пакет. Предыдущий (так называемые «поправки Сухоренко» — по фамилии тогдашнего шефа КГБ, вошедшего в историю страшилкой про дохлых крыс как оружие радикальной оппозиции) был также спешно прокручен через парламент в декабре 2005 года, накануне президентских выборов.

Таким образом, исподволь накапливается критическая масса «антиреволюционных» норм, которая делает законодательство уже абсолютно драконовским — ни дохнуть, ни охнуть. По такой методе медленно варят лягушку, и она даже не дрыгается.

К тому же в 2005-м генерал Сухоренко, представлявший пакет репрессивных новелл в палате, и не скрывал, что за силовиками не заржавеет. И действительно, вскоре по криминализированной статье за деятельность от имени незарегистрированной организации оказались в «американке» активисты «Партнерства», хотевшие устроить свои экзит-полы на выборах.

И где гарантия, что нынешние новеллы рассчитаны только на запугивание? Возможно, список фигурантов новых дел уже составлен. Тогда «дело Беляцкого» окажется лишь началом серии.


«Так можно доиграться до Гааги»

У юриста и правозащитника Владимира Лабковича две версии мотивов властей.

Первый вариант: власть ужесточает законы, чтобы потом сделать открутку до статус-кво предметом торга с Европой. Ведь президентской подписи на них еще нет. Требуете уступок? Ладно, так уж и быть, не будем вводить пакет в действие.

Короче, фирменная метода режима — псевдолиберализация по принципу «а ведь мог и бритвой полоснуть».

Вторая версия Владимира Лабковича основывается, в частности, на оброненной как бы невзначай Александром Лукашенко фразе о том, что «этот мировой кризис может прийти и к нам».

Возможно, реальное состояние и перспективы белорусской экономики (о чем глава государства и его окружение знают наверняка больше простых смертных) таковы, что через некоторое время «не удастся обеспечивать даже минимальный пакет благ для населения», предполагает Лабкович. Поэтому делается ставка на страх и бестрепетное подавление вероятных бунтов.

Правозащитник признает, что антиреволюционные поправки станут сильным сдерживающим фактором для лидеров и активистов оппозиции, третьего сектора. Но и власть сильно рискует.

Когда у силовиков окончательно развязываются руки (в частности, снимается ответственность за увечье или даже убийство в определенных обстоятельствах), то «можно доиграться до преступлений против человечности», отмечает Лабкович.

Говоря популярно — до Гааги.


Призрак румынского сценария

Ну а самое главное: когда чаша терпения переполняется, народ не заглядывает в кодексы. «Что касается уличных волнений, то они или будут, или не будут вне зависимости от того, являются ли законными», — отмечает Павлюк Быковский.

Владимир Лабкович, в свою очередь, подчеркивает: «Это большая ошибка властей. Не в плане имиджа, про который и говорить уже нечего. Просто если вспыхнут протесты, то они окажутся полностью стихийными, бесконтрольными и не подлежащими укрощению. Если хотите, румынский вариант».

Ваш покорный слуга только что вернулся с польских выборов. В стране за Бугом любая партия, набравшая более 3% голосов на выборах в Сейм (при том что барьер прохода — 5%), получает государственное финансирование на четыре года. Подобный порядок и в Германии. Мотив: чтобы развивать плюрализм, конкурентность в политике. К тому же отпадает необходимость подпитки из-за границы. Казна платит — и никакой вам «пятой колонны».

Белорусский режим, как видим, действует с точностью до наоборот. Цель — уничтожить не только политическую альтернативу, но и зачатки гражданского общества, горстку независимых СМИ.

Короче, хотят задраить крышку социального котла. Но кризис подогревает его дно. И если сорвет крышку, то мало не покажется никому. В том числе и жесточайшим закручивателям гаек.



Александр КЛАСКОВСКИЙ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как говорят в рекламах: новая степень свободы. Свободы рук для репрессий. «Дело Беляцкого» может оказаться лишь началом серии…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика