Как сообщил БелаПАН правозащитник Роман Кисляк, правительство Беларуси продолжает оспаривать жалобу матери и сестры Владислава Ковалева о нарушении права на жизнь в Комитете ООН по правам человека.
Это следует из информации постоянного представительства Республики Беларусь при отделении ООН в Женеве, направленной 15 марта в Комитет ООН по правам человека. Копия данного документа получена матерью Ковалева — Любовью Ковалевой и его сестрой Татьяной Козяр, являющимися авторами жалобы в комитет.
По словам правозащитника, который представляет их в комитете, в данной информации правительство заявляет о неприемлемости рассмотрения жалобы, так как она представлена в комитет не самим Ковалевым, а "третьими лицами".
"Это обычная практика, когда родственники осужденных направляют в комитет жалобы. А в случае с Владиславом Ковалевым даже обычная корреспонденция от него доходила не вся. Кроме того, им были подписаны две доверенности на обращение в правозащитные организации, передача которых родственникам была заблокирована в СИЗО КГБ. При таких обстоятельствах реальной возможности самостоятельно представить жалобу в Комитет ООН по правам человека из этого СИЗО у Ковалева не было", — сказал Кисляк.
Он дополнил, что в этой информации белорусское правительство возражает также и по сути жалобы, заявляя, что статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает вынесение смертных приговоров за самые тяжкие преступления.
"В жалобе мать и сестра Ковалева не оспаривают этого, а обосновывают нарушения принципов справедливого судебного разбирательства в ходе судебного процесса, в результате которого Ковалев был приговорен к смертной казни. Также женщины сообщают о лишении его права на то, чтобы осуждение и приговор были пересмотрены в вышестоящей судебной инстанции. Верховный суд, приняв к производству это дело, лишил его такого права", — подчеркнул Кисляк.
Правительство в своей информации, отметил правозащитник, также высказалось по поводу требования комитета не приводить в исполнение смертный приговор Ковалеву, пока жалоба не будет рассмотрена по существу. В частности, белорусские власти подчеркивают, что это правило "необязательно для государств-участников" и что оно выходит за рамки компетенции комитета.
"Требование не исполнять смертную казнь, пока жалоба не рассмотрена, следует не только из правил процедуры и многолетней практики комитета, а также из его замечаний общего порядка № 33, принятых в 2009 году, где комитет заявляет: "Непринятие таких предварительных или временных мер несовместимо с обязательством добросовестно соблюдать процедуру рассмотрения индивидуального сообщения согласно факультативному протоколу", — обратил внимание Кисляк.
"Представленные в этой информации "аргументы" правительства Беларуси по данном делу не выдерживают критики, — подытожил правозащитник. — Правительство заверяет комитет, что пока не будет рассмотрена надзорная жалоба и прошение о помиловании, смертный приговор в отношении Ковалева не может быть исполнен. И то, что такая информация предоставлена в день казни Владислава Ковалева, его родственники восприняли как издевательство".
Правозащитник напомнил, что 15 декабря 2011 года в Комитете ООН по правам человека была зарегистрирована жалоба о нарушении права на жизнь, направленная матерью и сестрой приговоренного к смертной казни Владислава Ковалева. В этот же день информация о ее регистрации и копия жалобы были направлены в представительство Беларуси в ООН в Женеве.
В направленном 15 декабря индивидуальном сообщении в Комитет ООН по правам человека мать и сестра Ковалева писали о нарушении права на справедливый суд и права на жизнь.
Комитет ООН по правам человека обратился с просьбой к государству не приводить в исполнение смертный приговор Ковалеву, пока жалоба не будет рассмотрена по существу.
20 марта Комитет по правам человека ООН выразил "серьезную озабоченность" приведением в исполнение смертного приговора в отношении Владислава Ковалева.
Как сообщил БелаПАН правозащитник Роман Кисляк, правительство Беларуси продолжает оспаривать жалобу матери и сестры Владислава Ковалева о нарушении права на...