Оппозиция испортила Путину инаугурацию. Помпезный церемониал 7 мая меркнет на фоне развернувшихся накануне уличных боев полиции с участниками «Марша миллионов»: дубинки, газ, сотни задержанных, уголовные дела за «призывы к массовым беспорядкам»…
События 6 мая в белокаменной сравнивают с 19 декабря 2010 года в Минске. Внешне режимы как бы сближаются. Но идиллии в отношениях между двумя автократиями не будет.
Постсоветские вожди: мы с тобой одной крови…
Да, режимы в Москве и Минске — одной крови. Просто в Беларуси все грубее. Российский тандем пытался (и, скорее всего, еще будет пытаться) играть в управляемую демократию. Под занавес срока Дмитрий Медведев подписал более мягкий закон о партиях, вернул выборы губернаторов. Но вот теперь, похоже, и там решено вправить мозги чересчур возомнившей о себе оппозиции.
Главное, что роднит два режима (да и большинство режимов постсовка), — непрозрачные выборы ради удержания власти.
На фоне красивой борьбы Франсуа Олланда и Николя Саркози за кресло президента Франции особенно остро ощущаешь, что и нам, и россиянам до демократии как до Луны. Саркози задолго до объявления официальных итогов поздравил соперника. Там, во Франции, никто не сомневается, что голоса считались честно. В России и Беларуси мало кто сомневается, что выборы фальсифицируются, спор лишь о процентах.
И потом, выборы — это ведь не только опускание неких листочков в урну. Это еще и строгая рамка условий для честной конкуренции, и свободные СМИ, и многое другое, что входит в понятие развитой демократии. Да, размечтался! Тут хоть бы не метелили и не сажали тех, кто дерзает еще бросать перчатку несменяемым (или играющим президентством в пинг-понг, как российский тандем) вождям!
Интеграция с кукишем в кармане
При этом родстве авторитарных душ Москва и Минск периодически входят в клинч. Что сулит Александру Лукашенко и Беларуси возврат Владимира Путина в Кремль? Одни наблюдатели предрекают, что сейчас тот начнет прессинговать по полной, другие — что ничего страшного для белорусского начальства пока не предвидится.
«Одновременно будут наблюдаться две тенденции, — спрогнозировал в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. — С одной стороны, продолжится подкормка белорусского режима, с другой — Кремль станет требовать послушания».
Евгений Прейгерман, директор по исследованиям минского «Либерального клуба», отмечает, что проект Евразийского союза«является для Путина хедлайнерским». Поэтому тот будет методично усиливать давление на Беларусь, сужать для Лукашенко возможность геополитического маневра, сказал аналитик в интервью для Naviny.by.
Несомненно, Путин извлек уроки из неудачной эпопеи ельцинского «союзного строительства». Его проект евразийской интеграции более технологичен. Ставка — не на славянское братство с поцелуями и разбиванием чарок, а на институализацию отношений с партнерами.
Лукашенко был вынужден подписать пакет жестких соглашений по ЕЭП. Создан наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия. По идее, этому органу придется делегировать все новые полномочия. Также предстоит согласовывать макроэкономическую политику — соблюдать параметры инфляции и т.д.
Другой вопрос, насколько пунктуальным окажется белорусский партнер. Здесь аналитики выказывают дружный скепсис. Об этом говорит весь предыдущий опыт постсоветской интеграции. Да и сейчас в отношениях между Москвой и Минском «выходит на поверхность конфликт вокруг приватизации», отмечает Валерий Карбалевич.
Действительно, Москва вбила условие приватизации активов на 2,5 миллиарда долларов ежегодно в условия кредита ЕврАзЭС. Минск же, объявив недавно об отмене приватизационных списков, «показал фигу», говорит аналитик.
Зреют новые «войнушки»
Таким образом, поскольку отдавать без боя активы и прерогативы руководство Беларуси не захочет, то конфликты («войнушки», по выражению Евгения Прейгермана) с Москвой запрограммированы.
Путин хорошо изучил Лукашенко и не питает по отношению к нему ни теплых чувств, ни иллюзий. Другой вопрос, насколько далеко Кремль готов (и может!) сегодня пойти в дожимании белорусского партнера.
Россия не пойдет на замену власти в Беларуси, полагает Валерий Карбалевич: «Слишком велик риск не удержать ситуацию». Кремль уже обжегся на Украине. Даже в Южной Осетии своего протеже Москва продавила с большим скандалом, напоминает собеседник Naviny.by.
Так что, делает он вывод, не стоит преувеличивать возможности России в отношении замены кадров на пространстве бывшего СССР. Тем более что белорусский режим наверняка будет жестко подавлять попытки играть на внутриполитическом поле через создание, раскрутку прокремлевских структур.
Евгений Прейгерман ссылается на свое недавнее общение с чиновниками и экспертами в Москве: «Россия побаивается дергать Лукашенко, искать кого-то нового, чтобы не получить Ющенко № 2».
Поэтому, предполагает аналитик, российское руководство по ряду вопросов предпочтет пока закрывать глаза на шалости белорусского партнера (невыполнение обязательств в рамках ЕЭП, алхимия с экспортом нефтепродуктов под видом растворителей, чтобы не платить россиянам пошлины).
Отметим, что имперский апломб у Кремля сочетается с имперскими же фобиями: НАТО под Смоленском и все такое. Что позволяет Минску играть на роли стратегического плацдарма. Еще и в этом плане два режима связаны одной цепью, еще и потому при личной взаимной нелюбви вождей белорусскому режиму многое дается и многое прощается.
Обреченные на деградацию
Итак, Путин вряд ли пойдет на некие немедленные разборки с Минском. Зачем жечь нервы и рисковать, если добыча сама медленно ползет в нужную сторону?
После Площади-2010 и кризиса-2011 как на ладони видно: «белорусская модель» не протянет и нескольких месяцев без российской подпитки, без дешевого газа и беспошлинной нефти.
Даже если представить, что к власти приходит команда реформаторов, развернуть экономику — дело не одного дня. Неизбежна болезненная ломка. Нынешний же белорусский режим враждебен реформам, не мыслит стратегически. Потому ход событий будет медленно затягивать страну в евразийскую воронку.
Запад не может насадить в Беларуси демократию, а внутренних сил мало. Широкая масса лишь наблюдает за изменением амплитуды геополитических качелей. Белорусский руководитель попытается снова их слегка раскачать, поиграть в сближение с Брюсселем, чтобы ослабить напор Москвы, но не более. Созданная Лукашенко система и близко не лезет в европейские ворота, а менять ее он не будет — это политическая смерть.
К тому же и предложения ЕС не впечатляют. Недавно презентованный «Диалог для модернизации» выглядит сырым, формальным, как и «Восточное партнерство». «Положа руку на сердце, Евросоюз не сможет компенсировать Беларуси утраты от вероятного разрыва с Москвой», — говорит Евгений Прейгерман.
Итак, чтобы вырваться из тренда реколонизации, нужна недюжинная политическая воля. Она у белорусского руководства есть, и еще какая! Да вот только направлена совсем на другое. Удержание власти любой ценой ведет к деградации страны, ставит под удар ее будущее.
Кстати, то же в полной мере относится и к России. Никакого Путина 2.0, равно как и Лукашенко 2.0, не будет.