Что бывает, когда денег в семье не хватает, однако каждый тянет одеяло на себя? Правильно — шум, крики и битье совместных горшков. Это среди обычных обывателей. Ну а если дело касается благородного семейства под названием ЕС? Что ж, и тут мы сегодня наблюдаем битье «горшков» под названием «бюджет ЕС».
Совет Евросоюза на прошедшей неделе так и не смог начать обсуждение бюджета на следующий год. Переговоры министров экономик заблокировала комиссия Европарламента, заявив, что нет смысла рассматривать главный финансовый документ на 2013 год, если до сих пор непонятно, из каких средств можно будет покрыть расходы текущего года. Иными словами, какой смысл делить пустые горшки?
Ну а дальше полетели осколки. Осколки общеевропейских программ.
Председатель ЕС Ван Ромпей предложил в первую очередь сократить программу поддержки крестьян — на 25,5 млрд. евро. А второе — так называемая политика кохезии, урезанная на 29,5 млрд. евро.
О значении сельского хозяйства для прибалтов, а тем более поляков, думается, долго рассказывать не надо. Поддержка крестьян из европейских фондов имеет для Польши, Латвии, Литвы ключевое значение. Без нее многим грозит просто разорение.
Но еще страшнее отказ от европейской политики кохезии, грозящий политическим разорением европроекта.
У слова «кохезия» в русском языке есть несколько синонимов, это — «единство», «спаянность», «сплоченность». Но в политическом понимании это, скорее, «выравнивание». В ЕС есть целая программа кохезии, позволявшая финансировать, скажем, отсталую Латгалию или регионы северо–восточной части Литвы. Представляю, как загрустят тамошние еврооптимисты, обнаружив, что их заявки на помощь остаются без ответов. Что делать, ведь собственной промышленности уже давно нет?
В общем, озадачил их добрый «дядюшка» Ромпей.
Представители 15 стран Евросоюза (Литвы, Латвии, Польши, Болгарии, Греции, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Венгрии, Чехии, Эстонии, Испании, Кипра, Мальты) уже выразили свое глубокое неодобрение планам экономии за счет беднейших стран.
В то же самое время премьер–министр Великобритании, для которой льготы остаются, агитирует за сокращения. За урезание бюджета также высказываются Австрия, Дания, Франция, Финляндия, Германия и Швеция.
Богатые и бедные страны ЕС вступили в горячие дебаты — на самом краю «бюджетного обрыва».