Маховик европейской интеграционной экспансии, очевидно, сбавляет свои обороты. Но нельзя сказать, чтобы совсем остановился. В этом году к ЕС присоединяется Хорватия и, таким образом, стран - участниц Евросоюза станет 28. Впрочем, присоединение Хорватии к ЕС - это инерция тех интеграционных процессов, которые привели к вхождению в эту организацию практически всего региона Центральной и Восточной Европы. Хорватия давно и уверенно взяла курс на евроинтеграцию и, по большому счету, готова к ней лучше, чем в свое время Болгария и Румыния - страны "последней волны" расширения. Хорватскому присоединению мешали эхо балканской войны 1990-х и расследование связанных с ней преступлений, в которых замешано немало хорватских военных.
Каковы шансы других государств вступить в ЕС вслед за Хорватией? О своих европейских устремлениях заявляют многие страны - почти все бывшие югославские республики, Турция, Украина. Однако реальные их перспективы весьма туманны.
Страны бывшей Югославии и без формальной евроинтеграции живут в режиме фактической полузависимости от ЕС. И это неудивительно. После кровавых событий балканской войны ЕС - это единственная сила, своим присутствием способная поддерживать регион в относительной стабильности и не дающая "братьям-славянам" снова вцепиться в глотки друг другу. Босния и Герцеговина, например, самим фактом своего существования во многом обязана присутствию ЕС и НАТО в регионе. Босния и Герцеговина - довольно странное "лоскутное" образование. Здесь живет примерно поровну сербов и боснийцев-мусульман, существуют крупные хорватские анклавы. Потому немудрено, что после распада Югославии именно Босния и Герцеговина стала основным предметом дележа между "братскими народами" - именно здесь был основной и самый кровавый театр балканской войны. Сербские районы провозгласили республику Сербскую Крайну и заявили о стремлении присоединиться к Сербии; на районы с преобладающим хорватским населением заявила претензии Хорватия. А поскольку разные этнические группы в стране жили чересполосно, тут же начались этнические чистки от "нежелательных" элементов. Остановить эту кровавую баню удалось после подписания Дейтонских соглашений в 1995 году, после чего Босния и Герцеговина превратилась в фактически конфедерацию, состоящую из двух полунезависимых образований - Республики Сербской и боснийско-хорватской федерации. В таком хрупком равновесии страна и живет по сей день.
В "укрощенной" Сербии установился прозападный режим, сдавший гаагскому трибуналу всех "военных преступников", почитаемых многими сербами как национальные герои. Передача "военных преступников" гаагскому трибуналу - для балканских элит это очевидный тест на лояльность Евросоюзу. Сербское общество остается расколотым на "западников" и "антизападников", хотя, по большому счету, все понимают, что альтернативы европейскому доминированию в регионе на сегодняшний день нет. Вместе с тем вполне закономерно, что ЕС старается дистанцироваться от балканского клубка противоречий и будет держать страны региона в предбаннике "единой Европы" максимально долго.
Турция - "вечный кандидат" на вступление в ЕС, эпопея ее евроинтеграции длится не одно десятилетие. Судя по всему, Турция демонстрирует пределы возможностей расширения ЕС - "переварить" страну с 80-миллионным мусульманским населением "единая Европа" просто не в состоянии. К тому же "демографическая экспансия" турецких мигрантов во многие страны ЕС (прежде всего в Германию) вызывает опасения, что в случае своего вступления Турция будет активно использовать эти группы в качестве неких агентов влияния.
Наша южная соседка Украина заявляет о своих европейских приоритетах с момента обретения независимости. В 2004 году, после "оранжевой революции", даже казалось, что вожделенная интеграция совсем рядом. Но - не сложилось. Нынешнее руководство в своем евроэнтузиазме гораздо более осторожно и даже иногда несмело поглядывает на восток, делая намеки о возможном сотрудничестве с Таможенным союзом Беларуси, России и Казахстана в формате 3+1. Тем не менее правительство Януковича по-прежнему заявляет о приоритетности европейского вектора для Украины, хотя о непосредственном присоединении речь не идет. Основной задачей для Украины на европейском направлении является подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Однако подписание такого документа ЕС обставляет рядом требований, в том числе прекращением незаконного, по мнению "единой Европы", преследования Юлии Тимошенко. Об этом главами МИД Евросоюза было заявлено 18 февраля. Очевидно, тем самым ЕС желает ввести политические элиты Украины в режим зависимости, заставить их играть по своим правилам. Пока правительство Януковича этот тест на лояльность не сдало. Впрочем, сдержанность ЕС в отношении украинского евроэнтузиазма может быть связана и с тем, что страна с сорокапятимиллионным населением и массой социально-экономических проблем станет для "единой Европы" непосильной обузой.
Украина по-прежнему топчется у закрытой европейской двери, рискует вовсе остаться у разбитого корыта. Россия постепенно переориентирует транзитные потоки из Украины на обходные маршруты: через собственные порты или территории партнеров по Таможенному союзу. Потеря российского транзита станет серьезным ударом по украинской экономике. Впрочем, и ЕС вряд ли предложит ей что-то стоящее. Бунт, поднятый в Болгарии против фактически колониальной политики европейских энергетических компаний, резонансные самоубийства жителей Испании, не способных расплатиться за коммунальные платежи, - вряд ли чего-то подобного ожидают от евроинтеграции жители Украины и других стран, сегодня стоящих в позе просителей у европейского порога.