Профосмотр Беларуси. Раздвоение личности (на фоне принятия экономических решений)
16.06.2013 16:12
—
Новости Политики
|
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». Мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Отделение политики
Сами же руководители «Белой Руси» говорят, что из-за деструктивной деятельности лидеров оппозиционных партий они пока опасаются идти на трансформацию объединения. Мол, такой в обществе имидж партий, что можно в случае спешки и общественное движение потерять, и партию не приобрести. Хотя утверждается, что 95% членов «Белой Руси» выступают за преобразование, но на это пока нет «политического решения». Диагноз. Слухи о близком появлении партии власти сопровождают «Белую Русь» с момента образования в 2007 г. Но каждый раз не реализуются на практике. Хотя в преддверии прошлогодних парламентских выборов в сентябре и съезда организации в ноябре казалось, что вопрос должен был сдвинуться с мертвой точки. Ведь руководство «Белой Руси» с гордостью заявляло о массовой поддержке среди населения (в рядах организации сегодня более 135 тысяч членов). А также о том, что выполнено главное требование президента: импульсы к созданию партии пошли из самых низов — от простых граждан. Но в И тому есть очень банальное объяснение. Несмотря на растущий спрос на партию власти среди высшей номенклатуры, существует один человек, которому эта идея очень не по душе. Это Александр Лукашенко. Его «политического решения» как раз и не хватает. И, по всей видимости, не будет хватать вплоть до того момента, когда в стране возникнет совсем тяжелая общественно-политическая ситуация, которая будет требовать каких-то кардинальных решений. Все дело в том, что появление партии власти будет означать закат существующей в Беларуси политической системы, которую Лукашенко выстраивал и консолидировал с первых дней своего президентства. В этой системе есть лишь два действующих лица: сам президент и народ. И никаких посредников между ними. Преобразование «Белой Руси» в партию как раз и будет обозначать появление посредника. Постепенно восприятие политического процесса в стране в глазах граждан будет меняться. Предугадать последствия этого достаточно сложно. Лечение. Ожидая «политического решения» РОО «Белая Русь» следовало бы заняться чем-нибудь полезным для саморазвития и для общества. Бравурные заявления о массовой поддержке среди населения звучат красиво, но все же хорошо знают, как и кого «вступают» в эту организацию. Претенденту на роль партии власти хорошо бы заняться не только использованием административного ресурса для проведения бессмысленных акций, но и, например, подумать о какой-то вразумительной программе. А то пока в Отделение экономики
Одновременно с отчетом МВФ Белстат представил Правительство неоднозначно отреагировало на замечания международного аудитора и на итоговые цифры развития страны за пять месяцев: премьер Михаил Мясникович Диагноз. Неплохой доклад МВФ еще раз напоминает действующей власти, что экономическая модель, основанная на эквилибристике между стимулированием внутреннего спроса и поиском внешних ресурсов для поддержания пресловутой «белорусской стабильности», может привести к повторению экономических событий 2011 г. Однако, как мы видим из реакции главы правительства, он не собирается отворачиваться от намеченной цели по достижению утопичных планов роста экономики в текущем году на 8,5%. «Прошу не тратить время на рассуждения о том, что задания и задачи будет трудно выполнить. Да, сложно, трудно, но надо,» — заявил он на заседании Совета Министров. И это в то время, когда в отчете МВФ четко сказано: «Официальный целевой показатель темпов роста на уровне 8,5% в 2013 года ставит под угрозу достижение целевого показателя инфляции на уровне 12% и рискует привести к повторению схемы экономической политики «стоп-вперед» 2012 года». Разнонаправленные решения, которые принимают представители власти (министр экономики и премьер-министр), еще раз доказывают, что без выработки единой политики результата достигнуть будет невозможно. Пока Снопков пытается пресечь перегрев экономики из-за раздутых зарплат, Мясникович подбрасывает дров в топку, требуя увеличить объемы кредитования. При этом требования банков к экономике за 4 месяца этого года уже увеличились на 8,5%, при годовом прогнозе 17-20%. Что касается экономического роста, то его замедление до 1,1% было ожидаемо как из-за стагнации промышленного сектора, так и из-за высокой базы сравнения за прошлый год. Лечение. Слышать и слушать, а потом делать. Отделение права
Сами же законодатели итоги исследования опровергать не спешат. Диагноз. Стоит отметить, что этот фактор стал для белорусского законодательства перманентным. О нестабильности отечественного права уже давно говорят многие эксперты, ведь такое положение дел отпугивает инвесторов и не дает развиваться национальному бизнесу. Однако законодатели не спешат исправлять ситуацию. Еще в 2002 г. была принята Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, которая закрепила требование стабильности белорусского права. Такое же требование можно найти в директиве президента №4 и в других нормативных актах. Так, согласно закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», существуют ограничения на внесение изменений в нормативный правовой акт ранее, чем через год после его принятия (издания). Таким образом, механизм обеспечения этого принципа существует, но он не исполняется. Как показывает практика, белорусских законодателей такое ограничение не останавливает. Существуют примеры, когда нормативно-правовые акты неоднократно корректировались в течение одного месяца или недели. Так, за период с 2010 по 2011 г. изменения чаще одного раза в год были внесены в 19 кодексов и 28 законов. Такую ситуацию можно объяснить низким качеством законодательства, а также тем, что оно попросту несвоевременно. Не является редкостью ситуация, когда нормативный акт устаревает и требует изменений уже к моменту своего издания. Лечение. Белорусским законодателям все-таки следует сконцентрироваться на проблеме стабильности законодательства и повышении качества принимаемых законодательных актов. Стимулом может стать дальнейшее продвижение по лестнице рейтинга Doing Business. Но все-таки хотелось бы, чтобы эти изменения не заключались только в положении нашей страны в рейтинге, а их можно было бы ощутить в реальной жизни. Отделение социологии
По словам автора исследования, профессора Екатерины Антиповой, в рейтинге стран по уровню разводов, составленном ООН по итогам 2011 г/, Беларусь занимает второе место в мире. В тот год в республике было зарегистрировано 4,1 разводов на тысячу населения. По этому показателю наша страна уступает только России, где коэффициент разводимости составляет 4,7 на тысячу жителей. Третье место рейтинга заняла Латвия – 4 развода. Самыми семейными странами оказались Македония и Черногория (по 0,8), Ямайка (0,7) и Мальта (0,1). Общая тенденция выглядит неутешительно: начиная с 1970 г/, количество разводов в Беларуси увеличилось примерно в два раза. Сейчас распадается каждый второй белорусский брак, в то время как в 1970-е гг. на три брака приходился всего один развод. При этом пары, живущие в городах, разводятся чаще сельских. Если за 2010 г. среди горожан было зафиксировано 31,6 тыс. разводов, то среди сельских жителей – всего лишь 5 тыс. Соответственно, вдвое меньшим оказался и коэффициент разводимости в сельской местности – 2,11 против 4,45. Диагноз. Автор исследования считает, что столь значительный рост количества разводов в белорусском обществе происходит из-за разрушения традиционного института семьи и отказа от традиционных ценностей. Как отметила Антипова, наибольшее число разводов регистрируется в Минске (4,5 на тысячу населения), а самое низкое – в Брестской и Гродненской областях (2,3 и 2,4). Такое различие связано, в первую очередь, с культурными традициями и религиозными установками. Хотя с первого взгляда может показаться, что белорусское общество стоит на прочном и стабильном, до боли консервативном семейном фундаменте. По центру столицы никогда не пройдет гей-парад, потому что у нас «лучше быть диктатором, чем голубым». С телевизора не сходят сюжеты про поддержку молодых семей и укрепление семейных ценностей. Лечение. Говорят, семья – это общество в миниатюре. Лечить нужно, к сожалению, и то и другое. Притом немедленно и одновременно. Отделение культуры
Мингорисполком пояснил, какими критериями будут руководствоваться чиновники при выдаче специальных разрешений на проведение культурно-зрелищных мероприятий. По официальной версии, удостоверения выдадут, «если в программе концерта и идее мероприятия отсутствуют элементы жестокости, насилия, порнографии, соблюдаются законные интересы зрителей, исполняются нормы законодательства». Диагноз. К сожалению, опасения о фиктивности общественного обсуждения проекта Кодекса о культуре оправдались. У властей фактически не возникает желания прислушаться к мнению граждан. Доходит до абсурда: на электронное обращение с предложениями по совершенствованию проекта Кодекса о культуре, составленное по всей форме, автор этих строк до сих пор не получил никакого ответа. Хотя все сроки по ответам на обращения граждан давно истекли. Но куда хуже, что в Минкульте проигнорировали все содержательные предложения письма. Ранее мы подробно анализировали проект Кодекса — как его Выдача гастрольных удостоверений все равно остается излишней мерой, как бы ни мотивировали ее чиновники. Формулировки Мингорисполкома также звучат абсолютно размыто. Например, присутствуют ли «элементы жестокости, насилия» в рыцарских боях на фестивалях реконструкторов? Однозначно да. Однако повод ли это для запрета подобных мероприятий? Как насчет элементов порнографии в стриптизе? Кто и с какой компетенцией будет отличать порнографию от эротики?.. Лечение. Властям давно пора бы научиться слышать собственных граждан, хотя бы в целях самосохранения. Разрастание пропасти между простыми людьми и властной верхушкой — огромный риск для любого авторитарного государства. А попытки регулировать, что хорошо и можно смотреть, а что плохо и надо запретить, чиновникам полезно было бы оставить для воспитания своих детей. Совершеннолетние свободные граждане Беларуси уж как-нибудь разберутся и без указок сверху. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На прошедшей неделе аналитики МВФ, не скупясь на слова, назвали Беларусь наименее реформированной страной Европы...
|
|