12 августа Министерство иностранных дел Казахстана подтвердило информацию, что в текущем году эту страну с официальным визитом должен посетить Александр Лукашенко. У партнеров есть проблемы в сфере двустороннего взаимодействия, хватает их и в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). И далеко не факт, что эти сложности могут быть успешно преодолены.
Внешне — почти идиллия
В последнее время белорусский и казахстанский лидеры наносят друг другу визиты едва ли не ежегодно, при этом регулярно встречаясь также в рамках сонма структур, созданных на постсоветском пространстве. Кроме того, постоянно перемещаются между двумя столицами премьер-министры. В связи с такой частотой встреч на высоком уровне возникает естественный вопрос: как партнерам удается находить темы для обсуждения?
В самом деле, в политической области — сплошная идиллия: никто никогда не слышал о каких-либо разногласиях. Напротив, то и дело подчеркивается полное совпадение позиций по всем международным вопросам.
Например, по итогам прошлогоднего визита Нурсултана Назарбаева было подписано совместное заявление против международного контроля над ситуацией с правами человека. В документе говорилось, что «стороны будут оказывать взаимную поддержку на международных площадках по вопросам прав человека, совместно выступать против попыток использования правозащитной тематики в качестве механизма политического давления».
На первый взгляд, точно так же благоприятно развиваются события и в экономике.
Так, в прошлом году был наконец достигнут долгожданный миллиард долларов взаимного товарооборота, кстати, при солидном положительном сальдо (670 млн. долларов) для Беларуси. Долгожданный — потому, что впервые был анонсирован белорусским вице-премьером Иваном Бамбизой с прицелом еще на 2007 год, а затем неоднократно обозначался в качестве некоего этапного рубежа самим Александром Лукашенко.
Нефтяные потоки контролирует Россия
Итак, намеченные результаты достигаются, пусть и с некоторой задержкой. А каковы дальнейшие перспективы?
Официальные лица, как водится, излучают оптимизм. Например, по словам белорусского вице-премьера Михаила Русого, сопредседателя межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, к 2016 году товарооборот планируется увеличить до трех миллиардов долларов.
А вот независимые белорусские эксперты видят ситуацию не в столь розовом цвете. Их анализ показывает, что с 2008 года наблюдается тенденция падения либо объемов, либо цены экспортируемой в Казахстан продукции белорусской промышленности. Поэтому аналитики полагают, что положительный эффект будет наблюдаться только в течение очень ограниченного времени. Рост же экспорта сельскохозяйственной продукции возможен лишь за счет демпинга и увеличения финансовой нагрузки внутри собственной страны.
В целом это свидетельствует о туманных перспективах Беларуси на рынке Казахстана даже в условиях Таможенного союза и ЕЭП.
Ситуацию могло бы стабилизировать развитие сотрудничества в области транзита и переработки нефти. На протяжении последних лет об этом было много разговоров, но в реальности сдвигов не наблюдается.
Что касается транзита, то сейчас в Европу через Беларусь ежегодно транспортируется около 4 млн. тонн казахстанской нефти. Гипотетически прокачку можно намного увеличить, однако сложность в том, что подобные потоки полностью контролирует Россия. И, несмотря на то, что в Таможенном союзе вроде бы должны быть обеспечены равный доступ к магистралям и равные тарифы, Астане для своего экспорта пришлось сделать стратегический выбор в пользу южных маршрутов.
Обеим странам еще выгоднее было бы перерабатывать казахстанскую нефть в Беларуси и потом продавать продукты европейским потребителям. Но на пути этого проекта снова встает Кремль…
Поэтому трудно не согласиться с экспертным мнением, что хотя в принципе нефть из Казахстана может прийти на белорусские НПЗ или пройти транзитом в Европу через территорию Беларуси, рассчитывать на большие ее объемы оснований практически нет.
Рифы ЕЭП
Судя по всему, не меньшее внимание во время переговоров придется уделить и ситуации в ЕЭП, которая тоже складывается далеко не лучшим образом.
В частности, на днях российским банкам было настоятельно рекомендовано избегать «сомнительных» операций с Беларусью и Казахстаном, чтобы противодействовать оттоку средств из России через схемы фиктивного импорта. Эксперты опасаются, что это повредит и добросовестным сделкам.
Но, главное, за первый квартал текущего года взаимный товарооборот стран ЕЭП упал на 15%, причем белорусский экспорт в Казахстан сократился на 17%, а импорт оттуда — на 34%.
Причем уверенности в успешном разрешении возникших и назревающих проблем нет.
Хотя Москва по-прежнему крайне заинтересована в скорейшем формировании Евразийского экономического союза, неясно, согласится ли она идти ради этого на значительные уступки партнерам в условиях происходящего сейчас в России серьезного замедления темпов экономического развития. А при отсутствии такого согласия даже совместными усилиями Минск и Астана вряд ли смогут добиться чего-либо существенного.
Так что по большому счету эффективность предстоящего визита не выглядит несомненной.