В пятницу белорусский президент дал пресс-конференцию для российских СМИ. Общение Александра Лукашенко с журналистами из «братской России» длилось почти пять с половиной часов. Более подробно ознакомиться с ответами главы государства на вопросы журналистов можно в онлайн-репортаже нашей интернет-газеты, а этот материал — своеобразный десерт!
В нем Naviny.by предлагают вашему вниманию самые смачные цитаты, которые слетели с уст официального белорусского лидера.
О людском дефиците
«Самая большая проблема у нас даже не деньги, хотя с ними всегда есть проблемы в этой неразберихе, в этой так называемой рыночной экономике и так далее — люди. У нас на эту площадь не хватает как минимум столько людей, сколько сегодня живет. Нам надо не 10 млн. человек, нам надо 20. Мы сможем их запросто прокормить».
О смертной казни
«Она у нас применяется, потому что есть процессы такие, где надо применять смертную казнь».
О вечерах с сыном
«Каждый вечер, когда мне приходится укладывать малыша спать, он мне говорит: «Телевизор нельзя смотреть, ты мне рассказываешь историю». Я говорю: что, опять про войну? Коля, у меня уже нет этих историй. Каждый вечер про войну: про Сталина, Гитлера, как они планировали эту операцию. Пацаненок в третьем классе, а мы про войну да про войну целый день».
О лихих 90-х
«Собрали несколько групп, взяли крутые автомобили и устроили ловушку на этой трассе. Всех, кто сопротивлялся из бандитов, расстреливали на месте. Три группы такие уничтожили, четвертой — не было. И до сих пор — тихо и спокойно. Может быть, это слишком, но я не находил другого метода, чтобы ответить на этот разбой: как дать в морду. В сортире не мочили, а в морду дали. Все поняли. Бандиты понимают только тогда, когда с ним разговариваешь на его языке».
О перспективах семейного капитала
«Даже если это миллиард будет стоить, мы должны найти. От чего угодно: от образования, от лекарств — мы этот миллиард должны найти, чтобы женщина рожала и семьи были обеспечены. Только тогда мы будем иметь перспективу развиваться как нормальное, суверенное, независимое государство. Плата за суверенитет должна быть огромной, без людского ресурса ни черта не будет. […] Любая мать, здравомыслящий отец меня поймет, даже если я с пенсии, с зарплаты заберу и этот миллиард сформирую и отдам детям. […] Ваши яйцеголовые умники, негодяи в этих газетах — это враги, они Лукашенко на дух не переваривают и Беларусь, в том числе, начали ерничать».
О Керимове и керимовцах
«Я бы Керимова и керимовцев закрыл в одну камеру, и назавтра они бы продали все активы по самой высокой цене».
О родах в Беларуси
Российской журналистке, которая, по ее словам, приближается к пенсионному возрасту: «Если вы забеременеете, не дай бог, и захотите рожать, приезжайте в Беларусь, мы все вам оформим. […] И это (подбор отца. — Naviny.by) можем организовать, если хотите. От белоруса, от еврея, от поляка, у нас украинцы, русские хорошие. Выберите».
Об американском законодательстве
«В Америке такое законодательство: налоги не уплатил — пожизненное можешь получить, а то еще и пулю в лоб или на электрический стул посадят. Там за это страшный спрос».
О директорах
«У государственного директора всегда есть возможность и шанс потерять свою должность и ходить с метлой. У нас запрещено с одного кресла руководителя пересаживать на другое».
О нереальных деньгах российских олигархов
«Гигантская страна — 110 человек! Кто они? Тогда им было 25, 27, сейчас под 35-40 лет. Они что, за эти 10 лет миллиарды заработали? Невозможно, невозможно физически это, невозможно! Даже в карты не выиграешь».
О жизни артистов в СССР и сейчас
«Давили, травили, но на сцене вы ни одного бесталанного человека не назовете, чтобы был в Советском Союзе. Там мало было короткой юбчонки, чтоб трусы были видны выйти на сцену и плясать. Наверное, так вот глянешь сразу: красиво. А потом же ничего не остается: ни песни, ни музыки, ничего. Все-таки отбор был жесточайший. Может быть, кого-то и придавливали. А у нас что, не придавливают сейчас? Да еще как придавливают, и пожаловаться порой некому. Это я даже как президент вам говорю. Приходится с такими случаями сталкиваться».
Об отношениях с ЕС, Россией и Казахстаном
«C нами вообще никто разговаривать не хочет. […] Я упрекнул Назарбаева и Владимира Владимировича (Путина. — Naviny.by), что они на съедение западным акулам отдают Беларусь, не поддерживают — то политзаключенные, то еще что-то... Вы же знаете, что никаких политзаключенных нет. Такой был диалог. А Владимир Владимирович сказал, что Беларусь никому не позволит растоптать и ее поддерживает».
О качестве белорусских товаров
«Даже если мы это тряпье к вам привозим, грубо говоря, «Милавица» и другие, три часа — и ничего нет. Все мгновенно за три часа расходится на любой ярмарке. И это — в Москве. […] Вы ГОСТы отменили, ввели технические условия, — то на руку жулью. А ГОСТ очень жесткий был в советские времена — в колбасу ты должен положить столько мяса, соль и туалетной бумаги ни грамма. И мы эти ГОСТЫ сохранили. Все эти технические условия необязательны, а государственные стандарты ты обязан выдержать».
О торговле людьми
«У нас с этим очень жестко, в борьбе против торговли людьми мы в мире лидеры. Не то, что мы каждую девчонку хватаем, держим руками, мол, ты не иди туда, сюда не иди. Это дело каждого. Но ты не можешь организовать банду с целью поставки девчонок за рубеж, еще куда-то. У нас жены очень больших чиновников до сих пор сроки большие отсиживают за подобные вещи».
О трудностях
«А нам так тяжело, вы представить себе не можете. Потому что мы, как в жерновах. Нас перемалывает Запад, рыночная Россия и еще Украина. И как только мы начинаем что-то — а, вы не рыночники! Вы, там у вас плановая экономика, и начинают. А отсюда уже потом и диктатура, и права человека, и политзаключенные, и прочие. Это же вешают потом на эту вешалку всё, хотя этого и близко нет».
О своем стаже
«… Я уже древний президент, у меня опыта в этом достаточно, я вам из жизни могу столько рассказать на примерах…».
О девальвации
«У нас все сидят и ждут, будет ли девальвация или не будет. Я им говорю: если захотите — будет. Если будете бегать по обменным пунктам и скупать валюту в надежде на девальвацию, ну и господь с вами».
О выездной пошлине
«Недавно вы прочитали, когда меня начали трепать, когда я так, рассуждая, сказал: может быть, взять и ввести вывозную визу или как там, за выезд за границу, за обслуживание на границе. Ну, примерно, по 100 долларов или 50 платить, когда ты едешь в Евросоюз, там покупаешь, шмотки эти везешь. Шмотки сюда привозят, продают. Туда везут топливо, еще чего-то. Раньше это спекулянтами называли. Сейчас это бизнес».
О седьмой области
«Я не претендую, чтобы завтра забрать Калининград, но если бы можно было, то с удовольствием. Мы недавно были с Путиным в Калининграде. Летели на вертолете, я смотрю: вы же не пашете земли. Эти земли когда-то были самыми лучшими в Советском Союзе, это был процветающий край. Я Владимиру Владимировичу: «Отдай мне эти земли». Он: «Согласен». Нам не надо в собственность их передавать. Мы просто там будем заниматься сельским хозяйством. Поручим Гродненской области, гродненцы имеют хорошие возможности. Они быстро распашут. Посеем и даже построим у вас молочно-товарный комплекс. И будем производить и продавать молоко».
О чемпионате мира по хоккею
«Я всех предупредил — и частников, и государство: не дай бог, вы страну опозорите ценами на гостиничные номера, продукты питания. Обычно, знаете, цены поднимают заоблачные — это позор. Украину до сих пор плещут за чемпионат Европы по футболу».
О долларе за девять рублей
«Когда-то мы проводили деноминацию, но мало нулей отбросили. Надо было отбрасывать все-таки, как положено, чтобы, допустим, сегодня доллар не девять тысяч там стоил, а девять рублей. Это в наших силах».
О российских губернаторах
«Ладно, это не моего уровня руководители, но встретиться с первым человеком в любом государстве — это престижно для политика. Я их понимаю и готов на авторитет их работать в благодарность за то, что они спасли наши отношения с Россией».
Об особенностях мышления
«У нас, у президентов, несколько иное мышление, нежели у обычных людей. Моя необычность заключается в том, что некоторые, может быть, хотят обеспечить себя и свою семью, а я хочу остаться в памяти людей, чтобы они, проходя мимо, никогда не бросили в меня камень или палку. Для меня это важно. Я этот хочу для себя памятник воздвигнуть, чтобы люди не сказали про меня плохо».
О правде и чепухе
«Многие даже и сейчас говорят, что Лукашенко пришел к власти на фоне борьбы с коррупцией, на волне борьбы. Чепуха это все, но доля правды есть».
О реформе здравоохранения
«Да, можно сегодня людям раздать деньги и всех перевести на платную медицину. Ну и скажите, где эти деньги окажутся. 20% — пропили, десять — потеряли, тридцать — прогуляли, а завтра заболели. И что, я их под забор брошу, как в Америке будут валяться под забором».
О национализации «Коммунарки»
«Мы у него акции не отбирали. Мы ему пинком под это место, и он вылетел из страны. А министра, который не проконтролировал, я отправил на это предприятие директором».