Руководство по определению понятия "политический заключенный" презентовано 26 октября на проходящем в Вильнюсе III Белорусском правозащитном форуме.
Над документом работали эксперты из Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши, России, Украины и Беларуси, в том числе Олег Гулак, Татьяна Ревяко, Валентин Стефанович, Елена Тонкачева, Инна Кулей и другие.
Руководство создано с целью "унификации подходов в деятельности правозащитных организаций по определению и использованию понятия "политический заключенный". Его авторы использовали опыт Совета Европы, международной правозащитной организации Amnesty International и национальных правозащитных организаций различных стран.
В первую очередь разработчики определили понятие "лишение свободы". Под ним подразумевается содержание человека в любом месте, если он не может его покинуть в силу любого вида принуждения, применяемого должностным лицом государства или с ведома и попустительства должностного лица.
В документе определены политические мотивы как реальные основания "неприемлемых в демократическом обществе действий или бездействий правоохранительных и судебных органов, иных субъектов властных полномочий", которые направлены на упрочнение либо удержание власти или недобровольной прекращение или изменение характера чьей-либо публичной деятельности.
Под политзаключенным первой категории понимается лицо, лишенное свободы при ряде факторов: исключительно из-за его политических, религиозных или иных убеждений, а также в связи с ненасильственным осуществлением свободы мысли, совести и религии, выражения мнений или информации, мирных собраний и ассоциаций, иных прав и свобод.
Кроме того, к политзаключенным первой категории правозащитники относят лицо, к которому лишение свободы было применено исключительно из-за ненасильственной деятельности, направленной на защиту прав человека и основных свобод.
Политзаключенным признаются и те, кто лишен свободы по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического, социального или родового происхождения, гражданства, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и имущественного положения.
Для первой категории политзаключенных, убеждены авторы руководства, нужно требовать "немедленного и безусловного освобождения и полной реабилитации с возмещением нанесенного вреда".
К политзаключенным второй категории отнесены лиц, которые были лишены свободы в нарушение права на справедливый суд или иных прав и свобод, а также те, доказательства преступления против которых были сфальсифицированы, отсутствовало вменяемое событие или состав преступления либо преступление совершило иное лицо.
Политзаключенными второй категории авторы руководства считают и тех, чья продолжительность или условия лишения свободы непропорциональны правонарушению, в котором лица подозреваются, обвиняются или признаны виновными, а также, если лица лишены свободы "избирательно по сравнению с другими".
Для такой категории политзаключенных авторы руководства предлагают требовать незамедлительного пересмотра принятых мер и судебных решений справедливым судом и с устранением перечисленных факторов.
Авторы руководства не считают политзаключенными тех, кто совершил насильственное правонарушение против личности (кроме необходимой обороны или крайней необходимости).
Не являются политзаключенными и те, кто совершил преступление против личности, имущества на почве ненависти, либо призывал к насилию по национальному, этническому, расовому, религиозному или другим признакам.
Документ планируется популяризировать среди посольств и международных организаций, презентовать на встречах в Совете Европы, агентстве по правам человека ЕС, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, структурах ООН.
Планируется также создать сайт, где данный документ можно будет поддержать и присоединиться к нему.
Руководство создано с целью "унификации подходов в деятельности правозащитных организаций по определению и использованию понятия "политический заключенный". Его...