Александр Лукашенко снова получает дивиденды за статус верного союзника Москвы. И никакой Янукович тут дорогу не перебежит. 27 декабря на пресс-конференции в Минске посол России Александр Суриков назвал глупостью рассуждения, что российские вливания в Украину уменьшат финансовую поддержку Беларуси: «Одно другому не мешает».
Эксперты же задаются вопросом, не слишком ли дорого обойдутся стране встречные уступки. И склоняются к выводу, что кремлевская помощь не решит проблем белорусской экономики, а лишь законсервирует их.
Интеграционное гусарство Путина
«Ресурсы у России есть, и это подтверждает последнее заседание Высшего госсовета Союзного государства», — заверил посол России, говоря о готовности поддержать белорусского партнера, у которого финансы поют романсы.
Но из репортажей в московской прессе следует, что прозвучавшее 25 декабря заявление Владимира Путина о выделении Беларуси кредита в сумме до двух миллиардов долларов было как снег на голову российским министрам. Этакий гусарский жест первого лица. Подчиненные же так и не смогли по ходу внятно сформулировать, откуда возьмутся деньги.
Лишь днем позже министр финансов Антон Силуанов сообщил: «Мы договорились сегодня на правительстве о том, что в следующем году будет предоставлен межгосударственный кредит Республике Беларусь за счет уточнения бюджета следующего года в сумме 450 миллионов долларов (…) Оставшаяся часть средств — будем смотреть наши возможности».
Короче, очень похоже, что Кремль, вняв мольбам союзника, экспромтом принял чисто политическое решение о финансовом спасении, а министры постфактум чешут затылки, откуда наскрести денег.
Иначе говоря, Россия даже вопреки внутренним экономическим трудностям (на которые кивал, между прочим, и Суриков) оплачивает свои великодержавные амбиции. И хотя посол заверил, что Москва в ответ на свою щедрость ничего от Минска не ждет, на той же пресс-конференции прозвучал совет, что «не надо тянуть резину» с МАЗом и другими интеграционными проектами (например с участием МЗКТ, «Гродно Азота»), предусматривающими объединение белорусских и российских активов.
Также посол попенял на проблемы допуска российских предприятий к государственному заказу Беларуси, другие препоны, чинимые белорусской стороной. В этом контексте веско прозвучала фраза о том, что Россия в связи с созданием Евразийского союза откажется от взимания экспортной пошлины на нефтепродукты (то, чего так добивается Лукашенко), если «стороны не натворят глупостей».
Москва может войти с ядерным оружием
Если без обиняков, то Москва настаивает на встречных уступках: продавайте активы, пускайте к себе наших военных. Суриков подтвердил, что Россия намерена создать свою авиабазу в Беларуси уже в следующем году (ранее назывался 2015-й). При этом, как следует из разъяснений дипломата, «квартиранты» готовы исправно платить за электричество, воду и взлетную полосу.
Можно предположить, что этим дело не ограничится, Минск получит бонусы и в другой форме. Белорусская оппозиция, однако, считает, что в итоге страна расплачивается своим суверенитетом.
Военный обозреватель Александр Алесин склоняется к выводу, что в Беларуси могут быть созданы де-факто даже две российских авиабазы — в Барановичах, куда уже прилетело звено перехватчиков Су-27П, и в Лиде, где, судя по прежним заявлениям российских военных, предполагается разместить полк Су-27СМ3 с их широкими возможностями наносить удары по земле.
Причем если авиабаза в Лиде будет иметь экстерриториальный статус, то там не исключено и появление российского ядерного оружия, заявил Алесин в комментарии для Naviny.by. По словам аналитика, в итоге российская авиация на белорусской территории «может быть одним из элементов асимметричного ответа России на ЕвроПРО, вдобавок к «Искандерам» в Калининградской области, о чем многозначительно говорил недавно Путин».
Алесин напоминает, что 25 декабря в Москве было подписано белорусско-российское соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества (ВТС) до 2020 года.
Содержание документа не афишируется. Эксперт предполагает, что решение Путина дать Лукашенко два миллиарда может быть мотивировано и уступками Минска в области ВТС, в том числе продвижением сделки по Минскому заводу колесных тягачей.
Антизападные «краники»
Российскому послу пришлось комментировать и щекотливую клерикально-светскую тему: на днях Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) назначил главой ее Белорусского экзархата никогда не жившего здесь архиерея Павла.
Сам факт, что руководство РПЦ бросило на Беларусь не ее гражданина (родился в Караганде, служил до последнего времени в Рязани), судя по кипению в фейсбуках, поставил на уши как часть здешних православных, так и просто политизированную публику: мол, никакого уважения к суверенитету, национальной специфике и т.п.
Господин Суриков был вынужден ограничиться общими рассуждениями типа того, что «плохих митрополитов в Беларуси не бывает» и что «сюда мог быть назначен только высокопорядочный человек, любящий людей».
Трудно сказать, насколько переубедят эти сентенции тех, кто посмотрел разошедшийся по социальным сетям, как вирусная реклама, скандальный видеоролик, датированный декабрем 2011 года: тот самый «человек, любящий людей», грозит Западу в отместку за цветные революции оружием массового уничтожения и открытием «чернобыльского краника».
Отметим, что по иронии судьбы митрополит Павел едет из Рязани на повышение в страну, посыпанную чернобыльским пеплом. Да и вокруг строительства Островецкой АЭС по российскому проекту (Суриков подтвердил готовность Москвы вкладываться) здесь ныне бушуют страсти.
Назначение митрополита Павла главой Белорусской православной церкви (БПЦ) — это и проявление имперской политики, и в то же время некий вынужденный компромисс между Москвой и Лукашенко, считает Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск).
В комментарии для Naviny.by аналитик напомнил: прошение прежнего главы БПЦ митрополита Филарета лежало без движения три года, а минувшим летом белорусский президент демонстративно не полетел на празднование 1025-летия крещения Руси в Киев. Это могло быть отражением некоего кадрового спора между авторитарным белорусским лидером, стремящемся контролировать все сферы, включая церковную, и Московским патриархатом.
Время есть, но на кого оно работает?
Но сегодня белорусский президент вынужден уступать Москве на всех фронтах из-за скверной финансово-экономической ситуации, делает вывод Карбалевич: «Отсюда и согласие на назначение митрополита Павла, и появление российских самолетов в Барановичах — у Лукашенко просто нет возможности выбирать».
В конце концов, если вынести за скобки момент уязвленных амбиций, то в плане антизападного мышления белорусский президент и новый владыка весьма схожи. Один грозил «чернобыльским краником», другой — потоком мигрантов и наркотиков в случае менее ревностной охраны границ с Евросоюзом. Родственные души.
Что же касается щедрости Москвы, то при всех великодержавных амбициях она довольно расчетлива. И дело не только в том, что кредиты положено отдавать с процентами. Российское руководство научилось дозировать подкормку союзника, понуждая его к уступчивости через подвешивание чувствительных для экономики вопросов. Например о нефтяном балансе.
Как известно, на 2014 год Беларусь запрашивает 23 миллиона тонн нефти. Однако, подчеркнул Суриков, «у нас растут обязательства перед Китаем, а добыча не увеличивается». Ох уж эти китайцы! Короче, «пока согласились на 21 миллион тонн, но будет рассматриваться и возможность поставки 23 миллионов тонн (…) Переговоры еще идут, время есть».
Если без дипломатии, это называется: посмотрим на ваше поведение. Время, конечно, есть, но оно работает на одну из сторон. Догадайтесь с трех раз, на какую.