Александр Лукашенко считает необходимым вернуться к вопросу о создании в Беларуси «некой политической силы в виде ведущей партии». Об этом он заявил 23 января во время кадровых назначений, сообщает пресс-служба главы государства.
«Я уже как-то задавал вопрос, может, риторический: может быть, для более полноценной общественно-политической жизни в нашей стране не хватает некой ведущей партии? Все страны, особенно вокруг, постсоветские республики такие партии имеют. Мы — нет. Я, честно говоря, абсолютно был бы не против, если бы была какая-то политическая сила, которая помогала бы нам работать с кадрами. Это очень серьезный вопрос. Все решают люди. Здесь у нас очень много проблем, и та система, которая создана через вертикаль власти, безальтернативна. Нет конкуренции. Это плохо», — отметил он.
По словам Лукашенко, ранее на вопрос «о некой общественно-политической силе, начиная от премьер-министра, главы Администрации президента, заканчивая помощниками, гвалтом кричали, что такая политическая сила сегодня не нужна, все в руках председателей городских, районных, областных исполкомов».
«Поэтому создавать нечто искусственное не нужно. Может быть и так, но разговор такой был. Думаю, что в процессе этих электоральных событий, которые пройдут в ближайшее время, нам следует очень серьезно заняться этим вопросом. Но это не значит, что мы искусственно создадим некую партию по образу КПСС. Вот это будет уже совсем плохо», — сказал Лукашенко.
При этом белорусский руководитель подчеркнул: «Но я этот разговор затеял для того, чтобы вы могли все-таки опереться на общественные организации, и такие организации в стране есть, на которые власть может опереться в этих электоральных процессах. Они выдвигают и поддерживают своих кандидатов, и это хорошо. Говорят, что выборы в местные советы — это репетиция парламентских выборов и даже президентских. Ладно, пусть будет так. Давайте будем репетировать, но так, чтобы была польза для нашего народа. Не будем ничего делать искусственно. И я не просто вас прошу, а требую, чтобы никакой искусственности здесь не было».
Партия власти стоит на запасном пути
Вопрос создания в Беларуси партии власти периодически поднимается уже больше десятилетия. В начале 2000-х позиция Александра Лукашенко была однозначная — партия власти в Беларуси не нужна.
«Зачем мне партия власти? Притом эта идея дискредитировала себя в России. Там три партии власти создавались под конкретных людей. Так же? Ну что, и мне идти по этому пути? Я же на эти же грабли наступлю. Хорошая идея, но она дискредитирована. Поэтому ее нельзя сейчас брать. Я ее и не беру. Это все должно сформироваться. Это должно само вызреть», — говорил Лукашенко на совещании по идеологии 13 августа 2003 года.
На протяжении нескольких последующих лет свою позицию глава государства не менял. Даже на третьем президентском сроке, когда отношения с Западом стали хуже некуда, а раскол в обществе по отношению к власти стал очевиден, Лукашенко продолжать верить в силу выстроенной им «вертикали».
«Зачем же мне искусственно сегодня создавать сверху некую партию. Для чего? Чтобы государственные служащие, чиновники, сидели в государственных креслах и в партиях на общественных креслах сидели? У нас вертикаль власти создана… Поэтому если хочешь удержать власть, удерживай этой вертикалью», — заявил Лукашенко 29 сентября 2006 года, отвечая на вопросы российских журналистов.
Однако уже в следующем году, как тогда говорилось, «по инициативе снизу» была создана общественная организация «Белая Русь». Учитывая, что в ее ряды влилась фактически вся вертикаль, организацию тут же окрестили прообразом партии власти. Лидеры «Белой Руси» не скрывали намерений со временем преобразовать ОО в партию, но команды сверху не получили.
Нежелание Лукашенко создавать партию власти председатель Совета Республики Анатолий Рубинов в одном из интервью объяснял тем, что Лукашенко боится номенклатурной партии, так как создание подобной партии в России вызвало «большое отторжение в обществе».
Однако после появления «Белой Руси» тональность высказываний официального лидера все же изменилась. Сегодня он уже не так категорически против. И при необходимости процесс создания такой партии может быть запущен очень быстро. Тем более что фундамент в виде «Белой Руси» уже есть, а в законодательстве появился механизм быстрого преобразования общественной организации в политическую партию.