Фантастические успехи белорусов на сочинской Олимпиаде вызвали на Родине не только массовое ликование, но и яростную сечу в социальных сетях среди политизированной публики.
Если одни преисполнены гордости за страну и предлагают в данном случае отделять спорт от политики, то других гложет мысль, что эти успехи де-факто льют пиаровскую воду на мельницу Александра Лукашенко.
Аплодировать или ставить в игнор?
Действительно, когда белорусское ТВ показывало, как Лукашенко 11 февраля в Сочи поздравлял биатлонистку Дарью Домрачеву с первым золотом Олимпиады, трудно было понять, кто же главный герой. 18 февраля, когда та завоевала третье золото, президент по горячим следам присвоил ей звание Героя Беларуси. Можно предвидеть, что чествование национальной команды после Игр превратится в колоссальное пропагандистское шоу.
При этом, однако, налицо и момент национального триумфа, поднимающий самоуважение белорусов. Те, кто упирает на это обстоятельство, считают: глупо действовать по принципу «назло Батьке уши отморожу». Мол, пристрастия Лукашенко — отнюдь не повод отказываться от болельщицкого удовольствия, гордости за спортивные успехи страны. Иначе-де синдром гетто, свойственный белорусской оппозиции, может лишь усугубиться.
Так аплодировать спортивным героям или игнорировать их за то, что чокаются бокалами с «последним диктатором Европы»? На сегодняшний день спорщики в фейсбуке, кажется, лишь разругались по этому вопросу вдрызг.
«В белорусском обществе раскол глубже, чем в других странах, — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. — В других странах спортивные победы или трагедии консолидируют нацию. В Беларуси трудно найти вопрос, который объединил бы общество. Даже болеют под разными флагами».
Клюшка и политзаключенные
Полемику на тему «Спорт и политика в недемократической стране» обостряет то обстоятельство, что в мае в Минске пройдет чемпионат мира (ЧМ) по хоккею.
Он тоже наверняка будет по полной программе использован руководством Беларуси в пропагандистских, пиаровских целях. Вместе с тем, это праздник для сотен тысяч, даже миллионов болельщиков, то есть для электората, завоевать симпатии которого мечтает политическая оппозиция.
Последняя оказывается между двух огней. С одной стороны, такое масштабное спортивное событие логично использовать для давления на режим, играя на том, что страстному хоккеисту Лукашенко не хочется ударить в грязь лицом перед всем миром.
С другой стороны, если переиграть, то может лишь увеличиться дистанция между активными борцами против режима, жаждущими «испортить диктатору праздник», и в основном аполитичной массой, жаждущей, как было во все времена, хлеба и зрелищ. А белорусскую оппозицию и так регулярно побивают камнями за оторванность от народа.
Первоначально среди части белорусских оппозиционеров и западных недругов Лукашенко была популярной идея взять да и лишить его этой дорогой игрушки — мирового первенства в Минске.
Но радикальный замысел, несмотря даже на резолюцию Европарламента, провалился. И слава богу, считают некоторые обозреватели, иначе вместе с Лукашенко были бы наказаны и многочисленные белорусские болельщики. А так им обеспечено редкое удовольствие. И даже равнодушные к спорту соотечественники в рамках подготовки к ЧМ получают чисто бытовые выгоды: для столицы закупается дополнительный общественный транспорт, подтягивается к европейским стандартам сервис.
Вдобавок, лишившись первенства, обозленный глава режима только срывал бы на неугодных злость, закручивал гайки, а так на него можно исподволь воздействовать, побуждая к политическим уступкам.
Сейчас есть возможность мягкого давления на режим, считает Карбалевич. Он напомнил: накануне Пекинской Олимпиады власти Китая освободили некоторых диссидентов, Путин перед играми в Сочи также амнистировал или помиловал ряд политзаключенных.
Не исключено, что и Лукашенко пойдет на уступки Западу, требующему освобождения политзаключенных. Причем, по мнению аналитика, более эффективным может оказаться именно закулисное давление, в то время как публичное «способно дать обратный эффект».
Да, в случае Лукашенко, которому страшно не хочется выглядеть «наклоняемым», обратный эффект весьма вероятен. Здесь можно вспомнить, как в 2011 году слив информации о конфиденциальных договоренностях с главой болгарской дипломатии Николаем Младеновым, который совершил тогда тайный визит в Минск как неформальный эмиссар ЕС, блокировал уже развернувшийся было процесс выпуска осужденных за Площадь-2010.
По словам Карбалевича, политические скандалы во время ЧМ массовому болельщику не нужны. Другое дело, добавляет собеседник Naviny.by, что оппозиция в этом контексте может и должна ставить неприятные для власти вопросы: во сколько обошлось бюджету первенство, что будет после него с инфраструктурой (удастся ли, например, загрузить специально построенные отели)?
Ставка на «Fair play»
На сегодняшний день белорусская оппозиция не только распрощалась с мечтами о бойкоте ЧМ по хоккею, но, похоже, в основном отказалась и от планов позлить власти некими дерзкими акциями непосредственно во время турнира.
Дело не только в том, что силовики возьмут под контроль каждый квадратный сантиметр вблизи спортивных арен и будут жестко фильтровать доступ туда. Дело еще и в том, что такие инциденты вызовут у массы болельщиков, желающих «просто оттянуться», скорее раздражение, чем симпатию к борцам против режима. На это обстоятельство не раз указывали во время дискуссий эксперты.
На сегодня ключевой инициативой оппозиционеров и представителей гражданского общества в контексте ЧМ по хоккею становится, пожалуй, международная кампания «Fair play — честная игра».
В числе ее промоутеров — Объединенная гражданская партия (ОГП). Ее председатель Анатолий Лебедько в комментарии для Naviny.by подчеркнул, что главная цель кампании — освобождение всех белорусских политзаключенных. В частности, оппозиционеры планируют пикеты под лозунгами «Fair play» во время местных выборов.
По словам Лебедько, как минимум получится кампания солидарности с политзаключенными, «что касается задачи освобождения людей — 50:50».
«Путин пошел на освобождение политзаключенных перед Олимпиадой. И для Путина, и для Лукашенко спорт — это такая любимая игрушка, поэтому шанс есть, и он зависит от того, как много включится в кампанию людей в Беларуси и за рубежом», — говорит лидер ОГП.
Он подчеркивает, что подписанты соответствующего обращения ставят перед собой и задачу не бить по интересам болельщиков. Сам Лебедько будет болеть за хоккейную сборную Беларуси и болел на нынешней Олимпиаде за Домрачеву.
Его взгляд на спортивные победы при авторитарном режиме таков: «Есть рабочие пчелы и есть трутни, которые примазываются к славе». По словам политика, нужно отдавать должное спортсменам, а в плане политическом следует бороться за условия, при которых «спортсмены могли бы быть самими собой».
Череда моральных рубиконов
Для Лукашенко сейчас действительно удобный момент, чтобы одним ходом — выпуском из-за решетки политзаключенных — и обезопасить дорогой ему чемпионат от политических скандалов, и расчистить путь к нормализации отношений с ЕС, США (и тогда Запад может пособить позарез нужными деньгами).
Но любые политические уступки (а тем более — как, например, выпускать без прошения непокоренного Николая Статкевича?) для белорусского президента болезненны. Вероятно, он пока мучится выбором между жестким и мягким вариантами.
Понятно, что даже освобождение этих людей не изменит природу режима. И перед его противниками будут и впредь вставать такого же рода нравственные вопросы, как этот: где грань между неприятием системы и болением за своих, как совместить моральные принципы с гибкой тактикой, чтобы не превратиться в узкую секту? Как идейному оппоненту режима не терять связь с массой, оставаться гармоничным человеком, который живет здесь и сейчас?
Как видим, спорт в политически ущербном, больном обществе — тоже больная тема. И то, что околоспортивная полемика среди политизированной публики в социальных сетях сопровождается традиционным взаимным навешиванием ярлыков, показывает: белорусам недостает еще и просто толерантности, уважения права другого на личный выбор: за что бороться, что отвергать и за кого болеть.