Лукашенко поручил до 1 января завершить работу над законопроектом по усилению борьбы с преступностью. 21.by

Лукашенко поручил до 1 января завершить работу над законопроектом по усилению борьбы с преступностью

05.05.2010 16:49 — Новости Общества | БелТА  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: БелТА

14 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Система распределения среди госорганов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел нуждается в существенной корректировке. При этом она должна отвечать реалиям сегодняшнего дня, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 августа на совещании по вопросам совершенствования законодательства в сфере борьбы с преступностью. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

"Попросту говоря, необходимо определить, насколько оптимальной является ныне действующая система распределения среди государственных органов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел, - отметил глава государства. - Критерий один: она должна отвечать реалиям сегодняшнего дня, а не быть застывшей догмой, к корректировке которой все боятся подступиться".

Сегодняшнее совещание стало логическим продолжением отчетов правоохранительных структур страны. В течение года были проведены, пожалуй, самые масштабные проверки КГБ, МВД и прокуратуры. "Проверки выявили ряд проблем и одновременно предопределили направления дальнейшего совершенствования работы этих госорганов", - подчеркнул Президент.

Среди вопросов первостепенной важности - подследственность уголовных дел, качество и эффективность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных действий, а также применяемых мер пресечения.

Что касается института санкционирования прокурором соответствующих действий, Президент подчеркнул: "Проверки показали, что, к сожалению, в ряде случаев санкция прокурора не спасает от беззакония, то есть не выполняет свои функции".

Как сказал Александр Лукашенко, прокуроры зачастую формально "подмахивают" санкции. Сотрудники органов внутренних дел, госбезопасности, других правоохранительных органов в свою очередь перекладывают ответственность за обоснованность проводимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий на прокуроров, прикрываясь полученной санкцией.

Глава государства констатировал, что в то же время имеются факты, когда нерасторопность прокуроров, умышленное затягивание в даче санкций или вовсе отказ от них становятся препятствием для своевременного пресечения преступления и привлечения к ответственности виновного.

"Все это наталкивает на мысль о необходимости корректировки законодательства. Нужны такие меры, которые бы обеспечили, с одной стороны, оперативность работы, а с другой - законность, максимальную защиту прав и интересов граждан, государства и общества в целом, - подчеркнул Президент. - Идти, как всегда, нужно только от жизни".

По его словам, именно жизнь подсказала потребность в изменении подследственности по коррупционным преступлениям. В целях усиления борьбы с коррупцией Декретом №3 от 18 апреля 2009 года определено, что по коррупционным преступлениям предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело, а не только прокуратурой.

Александр Лукашенко напомнил, что поручил Администрации Президента рассмотреть совместно с заинтересованными органами комплексно вопросы подследственности и прокурорских санкций. Подготовлен законопроект, который и был вынесен на коллегиальное обсуждение в силу его значимости.

Еще до совещания предложенные в проекте закона подходы были поддержаны не всеми. Возражения, в частности, вызвала норма, дающая право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, применять меры пресечения и совершать отдельные процессуальные действия по мотивированному постановлению министра внутренних дел, председателя КГБ и директора Департамента финансовых расследований.

Как отметил глава государства, он не видит в этом особой проблемы: "Непонятно, что тут такого чрезвычайного: неужели руководители столь высокого ранга менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию?! Более того, ведь именно они несут персональную ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений".

Президент подчеркнул, что эти вопросы поднимаются не впервые и они предопределены жизнью. "Не надо ссылаться на то, что есть сложившаяся система, прописанная еще в учебниках, и без нее, мол, все разрушится. Жизнь не стоит на месте. Формы преступных действий становятся все более сложными и изощренными, поэтому правила будем формировать так, как велит время, как нужно для дела", - сказал глава государства. При этом "мотивация одна - соблюдение законности", подчеркнул Президент.

Он также отметил, что в ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос возможности создания отдельного следственного комитета. "Мы существенно корректируем эту систему, и хотелось бы, чтобы здесь не было ошибки", - добавил Президент.

Руководители Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел поддержали предложенный вариант законопроекта, отметив, что у них нет принципиальных возражений против расширения полномочий их ведомств. Законопроект, в частности, расширяет компетенцию органов прокуратуры, внутренних дел и госбезопасности, наделяя их правом расследовать уголовные дела, ими возбужденные, по любым преступлениям.

Как подчеркнул председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич, предлагаемые проектом закона меры не противоречат ни нормам белорусской Конституции, ни международным стандартам.

В свою очередь Александр Лукашенко сконцентрировал внимание присутствующих на том, что речь в законопроекте больше идет об ответственности чиновников. А потому, по его словам, здесь "не должно быть оговорок, законодательство должно быть всеобъемлющим и пронизывать всю вертикаль". "Я за то, чтобы люди отвечали за свои деяния и у них не было возможности спихнуть свою ответственность на кого-то", - подчеркнул Президент.

Глава государства отметил, что в первую очередь законопроект персонифицирует ответственность руководителей Министерства внутренних дел, Комитета госбезопасности и Департамента финансовых расследований за проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих сферу прав человека. "Судьба человека - это главное. И права человека - это не только мои функциональные обязанности, но и всех нас", - подчеркнул Александр Лукашенко.

В то же время, несмотря на нововведения, по-прежнему значительной остается роль прокуратуры. "Прокурор обязан контролировать соблюдение законности. Это фактически стержень правоохранительной системы, вокруг которого все вертится, и как финиш - суд, который примет решение, - сказал глава государства. - Я сторонник того, чтобы прокуроры занимались конкретными делами, за которые они будут нести ответственность. Прокурорский надзор должен быть всепроникающим и всеобъемлющим".

В ходе обсуждения участники совещания пришли к мнению, что персональная ответственность министра внутренних дел, председателя Комитета государственной безопасности, директора Департамента финансовых расследований является достаточной гарантией, что предпринимаемые ими действия будут в не меньшей степени отвечать закону, нежели действия низового прокурора, дающего санкцию на лишение свободы. Таким образом, также будет определена четкая ответственность конкретного должностного лица за предпринимаемые действия и исключена ситуация, когда госорганы перекладывают ответственность друг на друга в случае неправомерности действий.

Александр Лукашенко поручил до 1 января 2010 года завершить работу над законопроектом, которым будут внесены изменения в механизм регулирования оперативно-розыскной деятельности.

"Речь идет о механизме, - подчеркнул Президент. - Никакие международные обязательства, стандарты мы здесь не нарушаем, речь идет о механизме, а не о принятии каких-то внесудебных решений".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
14 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Система распределения среди госорганов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел нуждается в существенной...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика