ИЗЯЩНЫМ РОСЧЕРКОМ ПЕРА
03.12.2009
—
Новости Общества
|
Биография Павла Афанасьевича Семченко, на первый взгляд, проста. Родился на Украине в Киевской области, в селе. Любил работать с лошадьми и волами в поле, помогать в кузнице. Потому пошел учиться в ФЗУ именно на кузнеца. За время учебы освоил несколько специальностей, вплоть до пилота в аэроклубе. И сделал слесарный инструмент, который был отобран для международной выставки в Лейпциге. Служба в армии привела Павла Афанасьевича в Минск, интерес к искусству привел в изобразительную студию, затем в театрально-художественый институт, нынешнею Академию искусств, где Семченко стал студентом первого набора на специальность «дизайн», первым защитил диплом по этой специальности. Уже работая преподавателем в институте, он занялся шрифтами и каллиграфией и вот уже тридцать лет творит в этой области, став участником более тридцати выставок. Сегодня Павел Афанасьевич Семченко художник, дизайнер, профессор БГУ, автор книг по каллиграфии, лауреат премии «За духовное возрождение». Тот, кому доводилось работать с церковными и костельными книгами, куда записывались метрические данные новорожденных, прошедших обряд крещения, наверняка запомнил почерки служителей церкви. Мало сказать об их четкости и аккуратности — каждая буква там смотрится как произведение искусства: изящные, с нажимами и завитушками, они сплетаются в тонкие замысловатые узоры. Это дает повод к сомнению в возможности графологов определять по почерку характер человека. Неужели писцы прошлого века сплошь и рядом были безукоризненными людьми, с выдержкой, твердой волей и столь же твердой рукой? Или бесконечная тренировка, стремление к совершенству почерка одновременно воспитывали характер? — Я убежден, что вплоть до седьмого класса, в возрасте становления, детей надо учить классической каллиграфии, то есть писать пером с нажимом, — считает Павел Афанасьевич. Правильная посадка, умение при этом смотреть, дышать, держать инструмент влияют на развитие ребенка, формируют ответственность, личное достоинство, умение сосредоточиться, добиваться цели. Молодой человек должен понять, что такое красивая линия, буква, слово, текст. Каллиграф призван обладать самоконтролем, жесткой внутренней организацией. Все это приобретается медленно. Если руководствоваться основами биомеханики, то при письме совершенствуется пластика движения пальцев, кисти, всей руки. А мелкая моторика, как известно, способствует развитию мозга. В глазу есть нервы — продолжение мозга, но и в руках тоже. Недаром есть выражение «разумные руки», и неспроста человек по-православному крестится, держит ложку и перо одними и теми же пальцами. — Но при нынешнем темпе жизни, ее стремительности ваш призыв обучать детей каллиграфии звучит, согласитесь, консервативно... — Это нужно для воспитания личности. А потом можно овладевать и стенографией. Уже на пороге новая форма письма, в котором буквенные знаки сильно упрощены, гласные обозначаются элементами. Это письмо будущего, к нему еще не прикасалась рука художника. Но им надо овладевать, прочно утвердившись на фундаменте классической каллиграфии. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев — все они писали красиво. В ту эпоху умели выражать свои мысли и переживания. А еще раньше! Как старательно писались и украшались церковные письмена: буквицы, святые Слова, тексты, книги. Первое наше письмо называлось уставом. А более легкая в написании и удобная в чтении гражданская скоропись появилась позже. — Вы автор — даже не знаю, как определить — полотен, картин, письмен, состоящих из букв и символов. Это очень редкий вид искусства. Не чувствуете ли вы себя в нем одиноким? — Ну что вы! В Китае, Японии, арабских странах эта линия письма никогда не прерывалась, каллиграфия там является особым видом искусства. К тому же у меня есть ученики, создано творческое объединение «Литарт». — И все же ваше творчество сильно отличается от иероглифического письма или арабской вязи. Особенно если учесть, что последние работы на темы музыки выполнены в металле с травлением и детальной проработкой шрифтов резцом. Что лежит в основе вашего творческого почерка? — Я называю это новым термином — мелодиографией. Это индивидуальное творческое направление, где предпочтение отдается линии, соединяя ее смысл с музыкальными мотивами. Для меня прочно связаны скрипка и перо. В скрипке вибрирующая струна несет звук, то же происходит с линией, спиралью, росчерком. Они — конденсаторы энергии, и линия, оставленная на листе бумаги, несет память состояния творящего, она — живой след, звучащая пластика. Я изображаю не форму, а ее движение, след. — То есть письмо — это все же божественный дар? — Во всяком случае, оно играет незаменимую роль при накоплении и передаче знаний. Благодаря ему человечество смогло объединить разум отдельных людей, сделать его коллективным. Развивая мозг, уча глаза и руки мыслить, можно добиться огромных вершин. Владея этим в совершенстве, человек может выражать себя как личность. Может показать свои представления, чувства, виртуальное мастерство в форме творческого произведения, а это уже сфера искусства — выше только Бог. Через искусство, в котором утверждается возвышенное, совершенное добро, человек становится божественным. Совершенствование человека — это самоанализ, это труд как ритуал, в котором постигаются тонкие, необъяснимые нюансы. Это возможно, если это твое, если это твой знак под небом. Выражай себя, радуйся и служи людям. Екатерина ЦИРКУН
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Биография Павла Афанасьевича Семченко, на первый взгляд, проста. Родился на Украине в Киевской области, в селе. Любил работать с лошадьми и волами в поле, помогать в кузнице. Потому пошел учиться в ФЗУ именно на кузнеца. За время учебы освоил несколько специальностей, вплоть до пилота в аэроклубе. И сделал слесарный инструмент, который был отобран для международной выставки в Лейпциге.
|
|