У гостиницы «Экспресс» на привокзальной площади у автобуса собрались участники социально-профилактического мероприятия «С надеждой в будущее»: учащиеся и преподаватели СШ №55
г. Минска, Колодищанской СШ, Дзержинской СШ №2, СШ№ 1 г. Марьина Горка Минской области, студенты Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Перед поездкой организатор мероприятия, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Минского ОВД на транспорте, старший лейтенант милиции Павел Игнатович Лавкет ознакомил нас с целями и задачами программы.
— Мы едем в Могилевскую государственную специальную школу закрытого типа, — рассказал Павел Игнатович. — Эта программа инициирована инспекцией по делам несовершеннолетних ОВД на транспорте. В ней принимают участие подростки, состоящие на учете в ИДН, которых опекают сотрудники транспортной милиции. Цель социально-профилактической программы «С надеждой в будущее» — формирование безопасного и ответственного поведения подростков, состоящих на учете в ИДН и ВШК, используя воспитательный потенциал специальных учебно-воспитательных заведений закрытого типа, которые работают с подростками, находящимися в конфликте с законом.
Такая программа проводится впервые. Это попытка поиска новых форм работы по профилактике малолетней преступности. Практика показывает, что модели профилактической работы, основанные на методах запугивания, нравоучений для категории малолетних правонарушителей малоэффективны. Существующая ситуация вынуждает искать новые формы и методы, разрабатывать новые программы и развивать современные, нетрадиционные подходы в профилактической работе и создавать программы за рамками традиционных учебных, медицинских, социальных, привлекать к данным разработкам специалистов учебных заведений закрытого типа. Ведь молодому человеку, получающему образовательную информацию по вопросам формирования позитивной модели поведения, безусловно, важно получить уроки от тех подростков-сверстников, которые совершали противоправные деяния и стали на позитивный путь жизни. Такими «воспитателями» во время проведения программ по профилактике подростковой преступности могут стать подростки, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
...В Могилеве нас встретил директор Могилевской государственной специальной школы закрытого типа Дмитрий Николаевич Генисев, который рассказал участникам мероприятия о правилах распорядка в учреждении.
— У нас все строго, — предупредил он и приказал сдать сидящему на входе дежурному мобильные телефоны, сигареты и зажигалки.
Экскурсия началась. Первым делом Дмитрий Николаевич показал нам дисциплинарную комнату.
— Здесь мы наказываем за нарушение дисциплины: оскорбления кого-то, драку. А вот здесь проходят свидания с родителями, — Дмитрий Николаевич проводил нас в небольшую уютную комнату.
Круглый стол проходил с участием администрации, преподавателей, воспитанников, которые отвечали на вопросы подростков, состоящих на учете в ИДН и ВШК. Ответы были представлены в виде нескольких блоков.
О воспитанниках
В школе отбывают наказание мальчишки в возрасте от 11 до 14 лет. В основном попадают они сюда за прогулы занятий, мелкие хулиганства, кражи, угоны автомобилей и редко — за убийство. Всего 9 классов. После окончания школы, если не истек срок, ребята отбывают наказание уже в училище закрытого типа. Как правило, большинство воспитанников — дети из неблагополучных семей. Для некоторых ребят эта спецшкола закрытого типа становится родным домом. Не исключены случаи, когда по истечении срока ребята возвращаются домой, где их никто не ждет, где встречают с запахом спиртного и бурной реакцией. Естественно, не выдержав такого, подросток вновь идет на преступление.
О передачах и свиданиях с родителями
Родители могут приезжать только на выходные. В будние дни у мальчишек проходят занятия, поэтому свидания запрещены. Родители могут приво-зить что-то съестное, но, как правило, это должны быть продукты, которые не портятся, поскольку специальных холодильников для хранения продуктов нет. Разрешено привозить сухие продукты: печенье, конфеты и т.д. Можно 2 банки сгущенки. После свиданий все вещи, переданные родителями, проверяются воспитателями. Все хранится в специальных шкафчиках, которые закрываются на ключ.
О занятиях и распорядке дня
Распорядок дня здесь строгий. Подъем в 8:00. Отбой в 22:00. С 9:00 до 15:00 у ребят идут занятия, как и в обычной школе. Здесь нет таких фраз, как «не хочу», «не буду». Есть «надо» и «должен». У воспитанников нет свободного времени. Уроки, факультативы, кружки, затем ребята выполняют в классе домашние задания. Выделяется час для того, чтобы каждый из мальчишек мог почитать книгу в библиотеке, написать письмо, посмотреть какую-нибудь программу, позаниматься в компьютерном классе. Кстати, просмотр телевизора для воспитанников строго ограничен. В 20:30 все собираются вместе и смотрят «Наши новости», в 21:00 — «Панораму». Затем все отправляются спать.
О библиотеке
В библиотеке много литературы, которую ребята любят. Они часто собираются вместе, и, как правило, один из них, кто лучше всех читает, берет книгу и читает вслух. Потом проводится обсуждение прочитанного или же ребята пишут сочинение.
О столовой
Питание в столовой 4 раза в день, плюс во время большой перемены ребятам дают компот, чай, сок или кипяченое молоко. Здесь нет такого, чтобы кто-то, как дома, схватил, когда ему захочется, буханку хлеба и кусок колбасы и побежал.
О спонсорах
Спецшколе оказывает финансовую поддержку Министерство образования Республики Беларусь. Спонсоров немного. Конечно, помощь оказывают некоторые заводы и предприятия. Например, осенью обувной завод прислал для воспитанников школы 15 пар обуви, хлебозавод — каждому по пирожному.
Во время проведения интерактивных семинаров участники получили не только информацию по правовым вопросам, которую представили студентки Академии управления при Президенте Республики Беларусь Валентина Маскалюк и Инна Бакун, но и ответы на вопросы ребят из Могилевской государственной специальной школы закрытого типа. На вопрос: «Всегда ли тебя понимают родители?» — ребята отвечали, что иногда. На вопрос: «Думал ли ты, что окажешься вне свободы?» — большинство ответили, что нет. На вопрос: «Ты совершил это из-за…» — многие ответили, что из-за глупости и от нечего делать. Такая дискуссия помогла тем, кто состоит на учете в ИДН, понять проблемы воспитанника спецшколы и увидеть внутренний мир подростков, которые, несмотря на свой возраст, уже имеют опыт судебного наказания. Часть семинара — «вопросы-ответы» — показала, что большинство воспитанников вовсе не имеют опыта позитивного общения со сверстниками и даже не знают, как себя вести с ровесниками. Подростки не знают, как сложится их судьба после возвращения домой. Практика показывает, что после возвращения из спецшколы в основном каждый становится изгоем: семья ждет его возвращения с тревогой и волнением, а может, и совсем не ждет; школа — со страхом и упреком; одноклассники — с чувством презрения.
Во время тренинга девушки изъяли у одного из мальчишек пачку сигарет и петарды. Он хотел передать их воспитанникам. Директор спецшколы не растерялся и решил дать мальчику поучительный урок. Он отвел его в дисциплинарную комнату и сказал:
— Ты пойми, все очень серьезно. Один неверный шаг — и ты можешь оказаться здесь.
В подростковом возрасте часто хочется экспериментировать, не задумываясь о последствиях. Поэтому форма социально-проблемной программы с участием подростков, состоящих на учете в ИНД и внутришкольном учете на базе закрытых специальных учебно-воспитательных учреждений, поможет по-новому взглянуть на проблемы асоциального поведения в подростковой среде. Хотелось бы, чтобы после диалогов между подростками социальных групп риска появились ответы, связанные с судьбой малолетнего правонарушителя; чтобы можно было по-новому взглянуть на проблемы своего ровесника, имеющего судимость; чтобы ребята за имиджем своего сверстника с «уголовным прошлым» видели не «авторитета» с туго набитым кошельком в современной дорогой машине (как это часто показывают по телевидению), а просто судьбу человека, который либо не сумел оценить любовь близких, либо просто не получил ее. Подростка, который не имел настоящего детства с игрушками и конфетами, Дедом Морозом и Снегурочкой; подростка, который, несмотря ни на что, все-таки надеется на помощь общества и смотрит в будущее.