Выборы в квадрате
04.01.2010
—
Новости Общества
|
Наступил год двух электоральных кампаний в Беларуси, начала практической реализации Таможенного союза ЕврАзЭС и наполнения реальным содержанием программы ЕС "Восточное партнерство".В прошедшем, 2009 г. жители Беларуси были, конечно, неприятно удивлены девальвацией белорусского рубля, но не ощутили в полной мере проявления мирового финансового кризиса. Если упростить ситуацию, то полгода белорусская экономика работала на склад, а еще полгода - на его разгрузку, поэтому до массовых увольнений дело не дошло. Дошло лишь до неполной рабочей недели на крупных заводах и принудительных отпусков.
В 2010 г., как обещает правительство, Во что обойдется "раздача слонов", можно будет судить уже в 2011 г., когда правительству придется решать задачу не только по удержанию инфляции, подстегнутой не обеспеченным экономическими причинами ростом зарплат, но и по выплате платежей по внешним долгам. Впрочем, пик платежей по долгам будет годом позже. Начнем с сельсоветов. Для разминки политиков пройдут выборы в местные Советы. Депутаты этого уровня работают на общественных началах, поэтому некоторая интрига предвидится при выборах в Советы областного уровня и крупных городов, где депутатский мандат будет иметь некоторый вес. Также будет иметь значение, сможет ли оппозиция в каких-то Советах сформировать фракцию или даже занять командные высоты, как когда-то в Белоозерске. Впрочем, даже в случае локального успеха в том или ином Совете вряд ли оппозиция сможет его в полной мере использовать на президентских выборах. Как мы помним, На предыдущих местных выборах 14 января 2007 г. оппонентам правящего режима не удалось закрыть своими кандидатами все округа, а сосредоточившись на "главных" округах, не удалось снять конкуренцию между оппозиционными кандидатами. Следует отметить, что тогда речь о расколе в Объединенных демсилах не велась, но субъектам коалиции не хватило времени, чтобы договориться, - только-только прошли президентские выборы. Два оппозиционных центра. Сейчас будет сложнее, так как ОДС из широкой коалиции (13 субъектов) превратились в узкую (3 субъекта: Объединенная гражданская партия, Партия коммунистов Белорусская и Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)), ведь уже более полутора лет не принимают участия в принятии решений ОДС менее крупные организации - их представители не входят в президиум ОДС, а политсовет ОДС давно не собирался. 27 октября была подписана декларация о создании "Беларускага незалежнiцкага блока" (БНБ), конкурирующего с Объединенными демсилами. В итоге девальвируется значение ОДС как структуры, представляющей большинство оппозиционных сил, ликвидируется понятие "единая оппозиция" и шансы на определение единого кандидата в президенты от оппозиции становятся исчезающе малы. В настоящий момент можно быть уверенным, что обе оппозиционные коалиции - и ОДС, и БНБ - будут выдвигать своих кандидатов на президентские выборы. Что же касается местных выборов, то ввиду низкой цены вопроса эта кампания дает ОДС и БНБ шанс найти точки соприкосновения на локальном уровне, тем более что рядовые активисты на местах уже привыкли сотрудничать. Труднее договориться "минским генералам". Вне зависимости от "договороспособности" двух оппозиционных блоков на местных выборах могут себя проявить региональные структуры гражданского общества, особенно те, которые занимаются борьбой за реализацию местных проблем - работы ЖКХ, социальных служб, образования, медицины и капитального ремонта. Политикам национального уровня трудно вникнуть в местную повестку дня, поэтому в этой области, скорее всего, будут иметь приоритет патриоты родного города, района или даже сельсовета. Зато "минские генералы" намерены на фоне местных выборов провести пробные праймериз в одном из регионов, - якобы это поможет определиться с процедурой выдвижения единого кандидата в президенты от демократических сил. Отпуск до осени. После местных выборов во внутренней политике будет своеобразный отпуск до осени. Предполагается, что точная дата президентских выборов будет назначена Палатой представителей на осенней сессии в 2010 г., которая открывается 2 октября. Впрочем, в это время политики национального уровня будут активно заниматься внешней политикой. У действующего президента вряд ли будут конкуренты при работе с интеграционными проектами на постсоветском пространстве, тем более что Однако если повторятся "торговые войны" и демарши в белорусско-российских союзнических отношениях, то нельзя исключить, что Кремль может сфокусировать свое внимание на ком-то из пророссийских оппозиционных политиков. По большому счету, эта ниша на белорусском политическом поле не занята, но целый ряд политиков потенциально могут ее занять. В 2004 г., когда Кремль смотрел на А. Лукашенко через "прицел газовой трубы", белорусские власти показали, что очень ревниво относятся к проявлению российского влияния в этой сфере. Тогда появилось сообщение об открытии в Бресте информационного бюро правящей в России партии "Единая Россия", к которому якобы имел причастность белорусский оппозиционный политик Михаил Маринич. Белорусские власти заявили об иностранном финансировании белорусской оппозиции. О результатах расследования этого дела ничего не сообщалось. Однако когда расследовалось уголовное дело М. Маринича (он якобы присвоил безвозмездно предоставленные американским посольством его общественному объединению компьютеры), тогдашний председатель КГБ Леонид Ерин заявил, что считает преждевременным "увязывать дело Михаила Маринича с задержанными в Брестской области в апреле текущего года 100 тыс. USD". Российский фактор. Свидетельств о намерении показать себя "российским человеком" в Беларуси довольно много, и сложно провести грань между сознательными мистификациями, неправильными оценками своего положения, сделанными белорусскими политиками, с одной стороны, и действительно предпринимаемыми российской стороной попытками влиять на белорусскую политическую ситуацию - с другой. В экспертном сообществе доминирует мнение, что Кремль не готов делать серьезную ставку на белорусскую оппозицию, не создает политическую альтернативу Александру Лукашенко в номенклатурной среде, не готовит "дворцовый переворот". Автор этих строк согласен с мнением белорусского политолога Валерия Карбалевича, что "уход или даже ослабление власти Лукашенко создадут опасную непредсказуемость для российских интересов в Беларуси. Поэтому демонстрация готовности Москвы идти на контакт с оппозицией есть не более чем шантаж Лукашенко, дополнительный рычаг давления на него". В то же время белорусский президент давно знает, как сделать приятное российскому союзнику, но не делает этого. Еще год назад А. Лукашенко официально отнес признание Южной Осетии и Абхазии к компетенции парламента, но в повестку дня Национального собрания вопрос не был внесен - это осложнило бы наметившийся диалог Минска и Брюсселя. 2 октября 2009 г. в Минске на пресс-конференции для журналистов региональных СМИ России Александр Лукашенко сказал: "Мы давно должны были признать Абхазию и Южную Осетию, поддержав тем самым нашего союзника. Но, к сожалению, А. Лукашенко заявил, что рассмотрение вопроса по признанию Абхазии и Южной Осетии отложено, потому что "кому-то в России очень хотелось или нас наклонить побыстрее, или, может, вообще не хотелось, чтобы мы признавали эти республики. Помните, нас центральные СМИ (речь идет о российских СМИ. - Прим. П. Б.), явно подконтрольные государственным чиновникам, начали просто травить: не признает, потому что 500 млн. USD не дали (речь идет об обещанном российским руководством, но не выплаченном кредите. - Прим. П. Б.). Как будто Беларусь за деньги должна признать эти республики! И пошла волна в тот момент, когда мы должны были их признать, и об этом знали российские руководители". В 2009 г. Беларуси не довелось присоединиться к компании России, Венесуэлы, Никарагуа и островного государства Науру (коралловый риф в Тихом океане), признавшей Абхазию и Южную Осетию. Можно предположить, что интрига вновь возникнет на весенней сессии Палаты представителей, которая открывается в апреле. Европа, как известно, против признания независимости этих республик, которые Грузия считает своей территорией, оккупированной Россией. Между Россией и Западом. Можно быть уверенным, что официальный Минск постарается продать свою лояльность по этому вопросу и России, и Западу, но двух покупателей удовлетворить будет проблематично. Однако поскольку Брюссель будет доволен отсутствием действия, а Москве нужно действие, то для белорусских властей проще растянуть процедуру принятия решения до бесконечности. Поэтому маловероятно, чтобы до президентских выборов в этом вопросе возникала определенность, - нужно успеть извлечь выгоду из размораживания отношений с ЕС. Кстати, Запад, скорее всего, не изменит до февраля 2011 г. и ситуацию с замороженными санкциями. Поэтому в 2010 г. в европейских столицах представители белорусского правящего режима могут добиться успеха, если действительно начнется реальное наполнение программы ЕС "Восточное партнерство", а вот их политическим оппонентам будет труднее отстаивать свои позиции. Впрочем, одно неосторожное решение по Абхазии и Южной Осетии - и все может измениться. Главная кампания. Политический отпуск закончится с момента назначения Палатой представителей президентских выборов. В Беларуси выборы традиционно проводятся в воскресенье, поэтому диапазон дат будет не очень широким: 16, 23 или 30 января 2011 г. и в качестве маловероятной альтернативы - 6 февраля. Против последней даты могут возражать юристы, так как при буквальном прочтении Конституции выборы должны состояться до 7 февраля. Автору этих строк представляется наиболее вероятным, что решение о назначении выборов будет принято депутатами во вторник, 30 ноября 2010 г., - с этой даты начнется календарный план кампании, которая завершится голосованием 30 января 2011 г. Белорусский бизнес боится политических рисков, боится, чтобы его, не дай бог, не отнесли к спонсорам оппозиции, а также традиционно аккумулирует средства для демонстрации своей лояльности добровольно-принудительной поддержкой идеологически верных начинаний вроде строительства Национальной библиотеки или очередного ледового дворца. Однако главной кампанией года будут все-таки президентские выборы, поэтому до осени можно продолжать обычную жизнь. Придет время - и можно будет принимать решение: делать ли официальные пожертвования в фонд того или иного кандидата в президенты, - Старые сценарии. Кстати, несмотря на заявленную либерализацию, сценарий кампании также не претерпит, по всей видимости, серьезных изменений. На предстоящих президентских выборах ожидается участие четырех кандидатов, один из которых - действующий президент. В связке с ним, скорее всего, будет лояльный политик (до сих пор эту роль выполнял председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич). Кроме того, оппозиция будет представлена двумя кандидатами. Только на первых президентских выборах в Беларуси в 1994 году Центризбирком зарегистрировал 6 кандидатов в президенты. В двух последующих кампаниях - 2001 и 2006 годов - было по 4 кандидата. Таким образом, правящий режим после прихода к власти Александра Лукашенко все президентские избирательные кампании сводил к одному сценарию: 1. Два оппозиционных кандидата оттягивают друг от друга голоса, но одновременно создают видимость состязательности. 2. Глава государства формально не участвует в агитационной кампании, "отвечая делами на слова оппонентов", но реально на поднятие рейтинга Александра Лукашенко работает вся государственная машина. 3. Кандидат-дублер практически не проводит агитационной кампании. Необходимо лишь его присутствие в избирательном бюллетене, чтобы в случае ухода из кампании или снятия с выборов оппозиционных кандидатов существовала альтернатива. В противном случае считались бы голоса, поданные не только "за", но и "против" Александра Лукашенко, а соответственно, у оппозиции были бы шансы организовать протестное голосование. "Не думаю, что на предстоящих президентских выборах в 2011 году будет более 4 кандидатов", - заявляла журналистам глава Центризбиркома Лидия Ермошина. "От выборов к выборам в Беларуси количество кандидатов в президенты только уменьшается. Изменения в избирательное законодательство не спровоцируют участие большого количества кандидатов в президенты, поскольку остается барьер 100 тыс. подписей (необходимость собрать 100 тыс. подписей избирателей для регистрации кандидатом в президенты). Этот барьер отменить нельзя, это - конституционное требование", - сказала Л. Ермошина. В президентских выборах 2001 г. выразили желание принять участие 26 человек и только 4 были зарегистрированы в качестве кандидатов (на финише кампании оппозиционный кандидат Семен Домаш снял свою кандидатуру в пользу единого кандидата от демократических сил Владимира Гончарика, и в бюллетене для голосования остались три кандидата: Лукашенко, Гайдукевич и Гончарик). В выборах 2006 г. в качестве кандидатов в президенты пожелали выступить 9 человек, но были зарегистрированы также 4 (Лукашенко, Гайдукевич, Милинкевич и Козулин). Полька для четырех кандидатов. Представляется, что это не является случайным совпадением или неким количественным определением способности всех белорусских политических сил собрать по 100 тыс. подписей за выдвижение своего представителя кандидатом в президенты. Так, в ходе выборов в Палату представителей для регистрации кандидатом в депутаты необходимо собрать 1 тыс. подписей избирателей. В 2008 г. выдвигались в депутаты путем сбора подписей 326 претендентов, а в 2004 г. - 383, причем в обоих случаях позднее проходил отсев 20-30% претендентов со ссылкой на "недействительные подписи". Таким образом, у всех политических сил в ходе парламентских выборов не хватает потенциала на сбор 400 тысяч подписей в сумме, однако на президентских выборах "происходит чудо" и "потенциал увеличивается". Представляется, что на самом деле власти подгоняют избирательную кампанию под избранную выигрышную схему и "помогают" как минимум одному из претендентов собрать 100 тыс. подписей. Практически все наблюдатели уверены, что от БНБ в качестве кандидата будет баллотироваться А. Милинкевич, однако формально такое решение не принято даже от имени возглавляемого им движения "За свободу". При этом А. Милинкевич изначально отказался участвовать в разработке механизма определения единого кандидата от ОДС, но на первых порах не исключал, что примет участие в праймериз. К концу года А. Милинкевич однозначно отказался от участия в организованной ОДС процедуре определения единого кандидата. Уже без всяких праймериз о своих президентских амбициях в 2009 г. заявляли координатор "Европейской коалиции" Николай Статкевич, один из лидеров незарегистрированной партии "Белорусская христианская демократия" Виталий Римашевский (входит в БНБ), первый секретарь Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин (ОДС), экс-председатель Партии БНФ Лявон Борщевский и бывший его заместитель Алесь Михалевич, который впоследствии был исключен из партии. Наблюдатели не сомневаются, что даже в том случае, если праймериз будут иметь успех и победитель получит поддержку более-менее значительного количества населения, оппозиция все равно не объединится вокруг такого кандидата. Поскольку на уровне ОДС уже нет четкой позиции относительно проведения национальных праймериз, то вероятно, что лидеры двух партий - субъектов ОДС Анатолий Лебедько и Сергей Калякин будут баллотироваться кандидатами в президенты. Что касается участия в пробных праймериз Мечеслава Гриба, то большинство наблюдателей не воспринимают всерьез эту кандидатуру из-за пенсионного возраста политика, а также по причине слабости структур его партии. Из высказываний М. Гриба видно, что он не верит в победу оппозиционного кандидата на президентских выборах: "Лукашенко будет обязательно принимать участие в выборах. Если он будет это делать, то демократических выборов не будет". Отдельно от оппозиционных блоков и коалиций традиционно в президентских выборах принимает участие председатель Консервативно-христианской партии БНФ Зенон Позняк, который получил политическое убежище в США и проживает за пределами Беларуси. В 2001 и 2006 гг. сторонники политика не смогли представить в Центризбирком необходимое количество подписей для регистрации его кандидатом в президенты. КХП БНФ считает остальные оппозиционные организации фиктивными или находящимися под влиянием белорусских или российских спецслужб, поэтому не участвует в совместных проектах. Что будет в результате. Таким образом, представляется маловероятным выдвижение большинством оппозиционных сил единого кандидата. Оппозиционных кандидатов зарегистрировано, скорее всего, будет двое: пара Милинкевич и Лебедько, возможно - Милинкевич и Калякин. Бойкот выборов оппозицией также маловероятен, но возможна ситуация, когда наиболее весомые политики, такие как Милинкевич, Лебедько и Калякин, либо не станут баллотироваться совсем, либо не станут серьезно вкладывать свои ресурсы в кампанию. Вполне вероятно, что президентские выборы будут использованы потерявшими влияние оппозиционными политиками для поднятия собственного авторитета или для получения неких "отступных" от политиков-тяжеловесов. Общее количество инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты, вероятнее всего, будет порядка 10, но смогут зарегистрироваться лишь 4 кандидата. При сохранении имеющихся тенденций оппозиция не сможет составить серьезной конкуренции действующему президенту. Оппонентам А. Лукашенко придется думать, как сломать навязанную им схему. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наступил год двух электоральных кампаний в Беларуси, начала практической реализации Таможенного союза ЕврАзЭС и наполнения реальным содержанием программы ЕС "Восточное партнерство".
|
|