Дело Ленина-Сталина живет в белорусском образовании. 21.by

Дело Ленина-Сталина живет в белорусском образовании

16.02.2010 07:01 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Проект Кодекса Республики Беларусь об образовании будет рассматриваться во втором чтении на весенней сессии Палаты представителей. В пресс-релизе секретариата палаты представителей утверждается, что "проект кодекса закрепляет такую модель образовательных отношений, которая дает возможность решить задачи обеспечения надлежащего качества образования и доступности образования".

Мировая практика показывает, что достижение качества и доступности образования сегодня, помимо правового декларирования, требует серьезного экономического и финансового обеспечения со стороны всех участников образовательного процесса.

Другими словами, речь идет об экономике образования как несущей конструкции всей образовательной системы.

Престарелые доценты.

По мнению авторов проекта, в будущем для функционирования сложившейся образовательной системы достаточно совокупных затрат в размере 10% от ВВП. Проект кодекса предлагает источники их финансирования, строго регламентированные по признаку собственности:

- финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, государственных программ развития системы образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доход деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

- финансирование частных учреждений образования осуществляется за счет средств учредителя и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

- развитие системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе. При прогнозируемом ВВП на 2010 год в размере 60 млрд. USD 10% - это 6 млрд. USD.

На простое воспроизводство системы, то есть без ее модернизации и развития, может, и хватит. Но для превращения образования в фундамент современной инновационной экономики, эффективной модели "экономики знаний" этого явно недостаточно.

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на первоочередные потребности сферы высшего образования, которая и должна в первую очередь генерировать ресурсы для этой модели.

Как будет решаться проблема 70-процентного износа учебно-лабораторного оборудования госвузов? Где взять необходимые для реализации новых образовательных стандартов 47% недостающих учебно-лабораторных площадей вузов, 33% недостающих мест в общежитиях? Кто будет проводить мониторинг рынка труда на предмет выявления реального, а не бумажного спроса на специальности? Кто будет учить новым компетенциям, если в 2009 году более 80% профессоров и 50% доцентов были старше 60 лет?

Молодежь не спешит занять их места с зарплатой рабочего средней квалификации на стройке или на заводе. Ради чего корпеть в магистратуре или аспирантуре 2-3 года в лучшее время своей жизни? Даже предусмотренное в проекте доведение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников до уровня среднемесячной заработной платы в промышленности, а зарплаты профессорско-преподавательского состава - в 1,5 раза выше этого уровня не решит этой проблемы.

В недалекие советские времена это соотношение составляло 4 раза у профессоров и 3 - у доцентов. А те 5 трлн. BYR, которые предусмотрены Государственной программой развития высшего образования на 2008-2010 годы и на перспективу до 2015 года, позволят лишь залатать дыры в материальной базе госвузов.

Возникает вопрос: за какие средства приобретать новейшее учебно-лабораторное, научное и производственное оборудование, информационные системы для обеспечения учебного и научно-исследовательского процессов в вузах? Ведь статья 94 проекта требует от работников высшей школы разработки и реализации экспериментальных и инновационных проектов для "проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, определения эффективности и целесообразности их массового использования".

Другими словами, по мнению разработчиков проекта, белорусские вузы должны стать своеобразными учебно-научно-исследовательскими комплексами с набором экспериментальных производств по всему объему своей инновационной деятельности.

Идея замечательная, но возникает любимый российским премьер-министром вопрос: "Где деньги, Зин?".

Опыт развитых стран подтверждает, что без включения рыночных механизмов финансирования полноценный рынок образовательных услуг создать невозможно.

Мировой опыт подсказывает.

В развитых странах, кроме бюджетных средств, вузы используют разнообразные источники финансирования. К ним относится получение долгосрочных кредитов в коммерческих банках, что требует предоставления основных фондов в качестве обеспечения. Получение частных пожертвований от бывших выпускников или других благотворителей. Сохранение излишков средств на ежегодных счетах, а также средств, получаемых в результате амортизационных отчислений по вузовским основным фондам. Получение грантов от благотворительных организаций или фондов. Создание совместных предприятий с частными структурами, в рамках которых, например, нижние этажи зданий могут использоваться для сдачи в аренду магазинам, а на верхних этажах располагаются вузовские помещения.

Если Министерство образования передает все основные фонды в распоряжение совета вуза, оно, очевидно, захочет сохранить за собой определенный набор средств контроля. Однако со временем участие государства в собственности вуза становится все менее значимым и все труднее поддается определению. Уменьшается доля недвижимого имущества, оплаченного из государственных средств. Все имущество теперь принадлежит вузу, и главная задача государства заключается в  надзоре за его надлежащим использованием.

После того как вуз получает статус юридического лица, он может получить право на другие фонды, кроме имущества, например финансовые инвестиции и акции. Распространенной практикой является создание вузовских фондов целевого капитала (endowments), которые формируются из денежных средств и акций.

Дело Ленина - Сталина.

Большинство вузов формируют такие фонды на основе пожертвований богатых лиц или корпораций. Обычно пожертвования инвестируются в акции или другие ценные бумаги и используется только доход по ним.

Однако частные благотворители нередко просят, чтобы их пожертвование было использовано напрямую на строительство зданий. Иногда жертвователи просят использовать эти средства на установление именных стипендий бедным студентам или создание конкретных именных профессорских должностей.

"Корпоративный профессор" или "пожизненный профессор" - эти должности появляются в штатном расписании вуза лишь при финансировании их за счет соответствующего эндаумент-фонда.

Стоит ли удивляться тому факту, что большинство недавних лауреатов самой престижной в науке Нобелевской премии, кстати, выплачиваемой из такого же фонда целевого капитала нефтепромышленника Нобеля, являются "пожизненными профессорами" американских и европейских университетов с зарплатами в десятки раз большими, чем у их белорусских коллег? Даже классики марксизма понимали, что без "полезных идиотов" (так называл интеллектуалов В. И. Ленин) с высокой зарплатой социализм в отдельно взятой стране построить нельзя. А вождь всех угнетенных народов И. В. Сталин на практике внедрил в СССР протестантскую этику "Труд - мера человека" в виде шестиразрядной тарифной сетки образца 1929 года.

Загнав сегодня профессоров вместе с рабочими в единую тарифную сетку с коэффициентом 1,5, мы достойно продолжаем дело Ленина - Сталина. Поэтому пора бросить пустые разговоры об инновационной экономике при наличии нищих ученых. Нищету бесполезно кодифицировать, ее необходимо искоренять, как это делают развитые страны, в том числе с помощью эндаумент-фондов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проект Кодекса Республики Беларусь об образовании будет рассматриваться во втором чтении на весенней сессии Палаты представителей. В пресс-релизе секретариата палаты представителей утверждается, что "проект кодекса закрепляет такую модель образовательных отношений, которая дает возможность решить задачи обеспечения надлежащего качества образования и доступности образования".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика