Ректор БГУИР: Наш выпускник - это лидер. 21.by

Ректор БГУИР: Наш выпускник - это лидер

02.04.2010 19:02 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ректор ведущего технического вуза страны - Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники - рассказал корреспондентам TUT.BY о том, что предложит студентам в новом учебном сезоне БГУИР. Как изменится конкурс? Сильно ли коснулся вуза кризис? Сколько денег приносит вузу экспорт продукции? Какие проекты реализует БГУИР совместно с партнерами?

Какие новинки предложит БГУИР студентам в новом учебном сезоне? Специалисты каких направлений сейчас наиболее востребованы?


В традициях БГУИР, безусловно, каждый год для нашей студенческой молодежи преподносить какие-то новинки. В прошлом году мы открыли новую специальность "нанотехнологии, наноматериалы" - суперсовременное направление. Мы продолжаем набор на эту специальность и увеличили прием как на бюджет, так и на платное обучение по этой специальности.

Во-вторых, в этом году мы открываем новую специальность "электронные системы безопасности". Это направление сейчас стало очень модным, очень нужным, современным, востребованным - безопасность технических средств, электронные системы безопасности. Это новинки, которые мы готовили и предложим нашим абитуриентам.

Какие направления сейчас наиболее востребованы?

Конечно, сейчас модно об этом говорить, и правильно. Самое востребованное направление из наших специальностей - это специальности, имеющие отношение к ИT. Это сейчас востребовано, нужно, специалисты на рынке труда пользуются успехом, они конкурентоспособные. В последнее время серьезно проявились такие направления, как защита информации, в телекоммуникациях в том числе. И не устаревает, я бы сказал, современность такого направления, как электроника, микроэлектроника, радиоэлектроника - всё это имеет место.

В последнее время у нас очень актуальна специальность "промышленная электроника", в её рамках мы предлагаем две специализации – "автомобильная электроника" и "электронные системы управления атомными электростанциями". По промышленной электронике набор будет 60 человек. После второго курса они разделятся на две специализации – "автомобильная электроника" и "электронные системы управления атомными электростанциями".

Как изменилась востребованность специальностей за последние годы?

Каждый год мы выпускаем примерно тысячу специалистов, которые обучались на бюджетной основе. Они подлежат распределению. Технология такая: мы сначала собираем заявки от заказчиков, потребителей специалистов, и распределяем. Так вот, на тысячу распределяемых специалистов мы получаем не менее 1500-1600 заявок!

Но вернемся к вашему вопросу: электроника, радиотехника, информационные технологии… Востребованы все, и расхватываются специалисты всех специальностей!

Мы очень, я считаю, правильно, оптимально построили учебные планы специальностей. Даже по радиотехнике. В учебном плане специальностей большая составляющая - образование именно в сфере ИТ. В итоге у нас выпускается прикладной информатик, специалист по информационным технологиям с прикладным направлением.

Этот специалист, поверьте, пользуется еще большим спросом, чем просто ИТ-специалист. Так что востребованность высочайшая.

Уже начались дни открытых дверей, буквально несколько часов назад…

Да, сегодня первый день, в 14 часов прошло мероприятие (интервью записывалось во вторник, 31 марта. - TUT.BY.) Я очень доволен началом: у нас актовый зал на 700 мест, весь он был заполнен абитуриентами. Опыт мне уже позволяет оценить с президиума наш контингент: это в основном иногородние, потом - минчане. Начало хорошее.

Сегодня состоялся день открытых дверей университета. Дальше cостоятся несколько дней открытых дверей по факультетам. Там очень подробно расскажут нашим потенциальным абитуриентам о конкретных специальностях, о том, как пройти последние, непростые, этапы конкурса, как определиться и сориентироваться правильно, что ближе душе или сердцу.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (102 Мб)

О деталях, действительно, расскажут на факультетах и кафедрах. Но почему, на ваш взгляд, молодые люди должны выбрать и выбирают Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники в качестве своей альма-матер?

Наверное, потому, что молодые люди знают об университетах, изучают их. И видят, что в нашем университете очень комплексный подход ко многим специалистам.

Первый, безусловно, - знания. Мы должны дать мощнейшие, стабильные, обнадеживающие на будущее профессиональные знания, и для этого у нас есть возможности. Учебные лаборатории у нас оборудованы на достаточно современном уровне, постоянно их обновляем. Учебно-методические материалы, кадровый состав хороший. Об этом знают и понимают, что, поступив в наш университет, выйдут специалистами, востребованным на рынке. Выйдут с приобретенными надежно, на высоком уровне, профессиональными знаниями, и, очень важно, - подготовленными к непростому системному труду. У нас непростые учебные планы, но очень большая часть лабораторных работ связана с конкретным оборудованием.

Я говорил абитуриентам: "Вы теоретические знания отработаете на конкретных установках, в лаборатории". Это очень важно: не просто почитать, заучить и отчитаться, а отработать на реальных установках, реальных объектах. Тогда усваивание идет, безусловно, стабильно и надежно.

После того, когда выполнена главная задача - приобретение знаний, есть больше возможностей себя совершенствовать. Представьте себе: мы - технический университет. Но у нас сегодня работает 45 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвует примерно полторы тысячи студентов из девяти тысяч дневных студентов на постоянной основе! Каждый день или через день тренируются, работают и готовятся к выступлениям.

Спорт занимает очень серьезное место в жизни молодого человека в университете. Приведу пример. Уже третий год мы занимаем первое место в республиканской спортивной универсиаде в своей группе вузов. Все вузы Беларуси (53 вуза) разбиты по группам, мы в своей группе занимаем первое место. Это говорит о системных занятиях спортом, физкультурой. У нас есть сформированная команда, которая защищает честь университета.

Но это еще не всё. Мы предлагаем молодым людям серьезно заниматься наукой уже с третьего курса. На первом, втором курсе мы привносим в учебный процесс элементы научных исследований. Допустим, курсовой проект предполагает выполнять определенные задания, а мы вкрапляем в это задание какую-то часть, элемент, который требует исследования, требует нескольких вариантов решения, выбора из них оптимального. Уже мы видим элемент исследования. Пусть он пока моделируется, пусть он пока надуманный, но уже приучает молодого человека мыслить творчески. А с третьего курса – в науку.

Итак, культурная, художественная самодеятельность, спорт, наука, общественные организации. У нас мощное общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи". Самый активный костяк нашей студенческой молодежи ставит перед собой задачи, мобилизует для участия других студентов и решает определенные задачи. Не могу не сказать: есть первичная организация общественного объединения "Белая Русь".

Везде можно студенту найти себя, не только овладевать профессиональными знаниями: стабильными, надежными, заложенными надолго. Плюс обязательно что-то из того, что у тебя дополнительное. В итоге мы получаем гармонично развитую личность.

Но для того чтобы и профессиональные знания получать, и участвовать в общественных мероприятиях, нужно быть высокоорганизованным человеком. Надо уметь правильно тратить свое время - мы этому тоже параллельно учим. Это же не бесследно проходит. Из наших стен выходит специалист с профессиональными знаниями, развитый и уверенный в себе, умеющий организовываться и работать, увлекающий за собой других. Это лидер.

Давайте поговорим о вступительной кампании. В прошлом году был серьезный наплыв абитуриентов, связанный с "двойным выпуском". Как он повлиял на прием? Каких конкурсов вы ожидаете в этом году? Не случится ли так, что резко уменьшится число абитуриентов?

Что касается прошлого года, конечно, я согласен с вами, что в прошлом году был некоторый всплеск активности абитуриентов для поступления во все высшие учебные заведения, в том числе и в наше. Но что характерно для нашего вуза прошлого года: к нам шел очень сильный абитуриент!

Мы набирали 1050 студентов на дневную бюджетную форму обучения. Самый низкий суммарный балл - то есть три сертификата по централизованному тестированию плюс балл аттестата - балл, с которым можно было поступить на бюджетную форму дневного обучения - 253 балла.

Такое, в принципе, в других вузах трудно найти. К нам шел потенциально сильный абитуриент, понимая, что БГУИР - это знания и стиль жизни, где потребуется кропотливая систематическая работа. Мы получили хорошего абитуриента.

Конечно, на платное обучение мы немного снизили требования по баллу, но он был тоже достаточно высоким. В прошлом году в университет пришли четыре тысячи молодых людей на все формы обучения: дневная бюджетная, дневная платная, заочная бюджетная, заочная платная и сокращенная форма обучения.

Сегодня деканы практически всех факультетов отмечают, что первый курс прошлогоднего набора - сильный, удовлетворяющий нас.

В этом году примерно на десять тысяч абитуриентов будет меньше, чем в прошлом году, а это значит, что при неуменьшающемся наборе конкурс будет меньший. Я думаю, что мы в этом году справимся с задачей по уровню прошлого года.

БГУИР очень активно взаимодействовал со своими партнерами: с операторами связи, компьютерными компаниями, разработчиками программного обеспечения… Какие совместные проекты планируется реализовать в 2010 году?

В прошлом году состоялось заседание республиканского совета ректоров. Площадкой для этого заседания был выбран БГУИР, потому у нас как раз было, о чем рассказать по теме "Взаимодействие высших учебных заведений с бизнес-сообществом для развития высшего образования.

Я выступал с докладом на этом совете о том, что за последние пять лет у нас было реализовано 23 совместных проекта с бизнес-сообществом, в которое мы включаем резидентов ПВТ и другие предприятия-потребители наших специалистов. 23 совместные учебно-научные лаборатории! Это площадки c высококлассным современным оборудованием, современным учебно-методическим обеспечением, современными кадрами.

Мы обучаем студентов, ориентированных на тех потребителей, которые помогли нам создать эти учебно-производственные лаборатории. Есть резидент ПВТ - EPAM Systems, он потребляет определенное количество наших специалистов. Но мы готовим в совместных лабораториях всех студентов по этой специальности - это очень большая польза в целом для страны.

На этой же базе учебных научно-производственных лабораторий наши партнеры проводят тренинги, семинары, дополнительные факультативные лекции, которые помогают адаптировать наших будущих выпускников для работы у этих работодателей. Такие многоцелевые возможности учебных научно-производственных лабораторий однозначно влияют на качество подготовки специалистов.

Мы объявляем проектом этого года создание системы конференц-связи в университете.

Мы знаем, что сейчас достаточно сложная экономическая ситуация в стране и во всем мире. Сложнее ли стало БГУИР зарабатывать деньги? Сложнее ли стало работать? Снизилась или, наоборот, увеличилась востребованность специалистов вуза, в том числе научных исследований, которые проводятся у вас?

Кризис заставил нас самих быть организованнее, расчетливее, находить более оригинальные решения, чтобы не сбавлять темпы развития базы университета. И это получается. Мы больше обращаемся к нашим партнерам, которые потребляют специалистов, и они откликаются на это. Нужно работать напряженнее и достигать поставленных целей.

Я уже говорил, что мы стабильно в последние пять-семь лет получаем заявку примерно на 150% специалистов. Это сохранилось. Но буквально сейчас мы начинаем ощущать увеличение этих заявок. Особенно резиденты ПВТ интересуются. Поэтому востребованность специалистов как была высочайшей, так и остается стабильно высочайшей. Я думаю, что это в обозримом будущем будет сохраняться.

Разделяете ли вы обеспокоенность крупных ИT-компаний из Парка высоких технологий по поводу того, что специалистов готовится мало и это не всегда те специалисты, которые необходимы?

Явление создания ПВТ и его развитие - позитивное для нашей республики. Сейчас в Парке сконцентрировано 80 резидентов, которые, например, в 2009 году поставили на экспорт продукции на 109 млн долларов. Для страны это что-то значит!

Но это пока только стартовые позиции, они, безусловно, будут развиваться. Конечно, для того чтобы развиваться и наращивать темпы, нужно привлечение высококлассных специалистов в сфере ИT-технологий.

Конечно, они бы хотели немедленно получить готовых высококлассных специалистов, которые готовы были бы решать задачи заказчиков. Какую-то часть нашей талантливой молодежи они находят, и они удовлетворяют этот спрос. Но какая-то часть должна готовиться определенное время, для этого расходуются средства. Но над этим надо работать.

В последнее время, кстати, по инициативе ПВТ, Министерство труда и социальной защиты внесло предложение о введении новых ИТ-должностей. Мы уже реагируем. Мы должны под эти должности начать готовить специалистов.

Мы видим решение этой проблемы. Самое простое решение - в рамках ИT-специальностей открыть специализации, которые буквально ориентируют на эти должности будущих специалистов. Или, например, есть специальности по направлениям, то есть в рамках специальности открывать направления, соответствующие этим должностям. Или даже открывать новые специальности - это мы должны делать. Администрация ПВТ подталкивает нас более динамично реагировать на теперешний спрос и переориентироваться на подготовку суперсовременных специалистов. Мы будем это делать.

Сложнее ли стало в связи с кризисом зарабатывать деньги? С какими странами сотрудничает БГУИР? Много ли научного потенциала, каких-то разработок экспортируется?

Если говорить о зарубежном партнерстве, то можно выделить два направления, они, безусловно, пересекаются.

Это направление в области образовательной деятельности - предоставление образовательных услуг иностранным гражданам. Я считаю, что в этом направлении мы сделали достаточно немало. Когда-то МРТИ был закрытым университетом, и иностранные граждане у нас не обучались. Но в середине 90-х годов мы открылись, преобразовались в университет, и началось обучение иностранных граждан. Сегодня у нас их обучается около 300 человек из 28 стран. Это уже результат. Планы грандиозные - где-то через три года выйти на тысячу иностранных граждан. Нас и жизнь заставляет это делать. Демографическое движение идет на спад.

Я уже сказал, что по сравнению с прошлым годом у нас стало на десять тысяч с лишним меньше выпускников, и будет еще небольшой спад. Через три-четыре года возникнет так называемая демографическая яма, когда средние учебные заведения будут выпускать 60 тысяч выпускников, потенциальных абитуриентов. База-то у нас развилась достаточно серьезная, кадры для преподавания тоже есть - всё это должно использоваться. Восполнять этот пробел мы должны предоставлением услуг иностранным гражданам. Мы развиваем это направление, причем по трем составляющим: первая ступень высшего образования, где у нас занимаются примерно 240 иностранных граждан, вторая - магистратура и третья - аспирантура.

Для нашего университета характерно достаточно большое число иностранных аспирантов. Это значит, что у нас хорошая научная база. Мы смогли сохранить большинство научных школ, и сейчас они неплохо работают на университет, на учебный процесс и развитие научных исследований.

На сегодняшний день в университете выполняется 22 зарубежных контракта. Примерный годовой объем выполнения - 1,5-2 млн долларов. Это очень хороший показатель, не много вузов нашей республики имеют показатели такого уровня. Мы сотрудничаем с Индией, Китаем, Вьетнамом, Италией, Германией, США, даже фирма Boeing - наш заказчик. Мы работаем с ней по обеспечению электромагнитной совместимостью радиоэлектронных средств - это общее направление.

Такое состояние, я считаю, достаточно неплохое. Согласитесь, что, развивая партнерство с зарубежными странами, мы укрепляем научную базу, она же используется и для учебного процесса.

Кто ваши основные партнеры в Беларуси? Занимаетесь ли вы импортозамещением?

В 2009 году у нас завершен проект по заданию государственной программы импортозамещения. Изготовлен и передан в Республиканское унитарное предприятие, инженерно-технический центр "Плодоовощпроект", опытный образец электронной части системы обнаружения инородных тел в прозрачной таре с жидкими продуктами. Создание импортозамещающей продукции осуществляется и по заказам конкретных потребителей. В 2009 году по заказу Республиканского унитарного предприятия МТЗ, "Гомсельмаш", Мозырского машиностроительного завода, предприятий малого бизнеса были разработаны, изготовлены и поставлены около 500 интеллектуальных датчиков уровня и объема топлива, которые установлены на серийную продукцию этих предприятий. Датчики являются импортозамещающей продукцией, так как их стоимость в два раза ниже аналогичных изделий из западноевропейских стран.

Хватает ли возможностей для оснащения аудиторий, лабораторий современным оборудованием, которое стоит достаточно дорого?

Учебный процесс в БГУИР в силу специфики наших специальностей очень "оборудованиеемкий", энергоемкий, наукоемкий, требует очень больших затрат на оборудование. Сказать, что сегодня у нас хватает средств на безусловное обеспечение самым современным оборудованием, я не имею права.

Но то, что мы над этим постоянно работаем, и у нас получается улучшать - это однозначно. У нас есть ориентиры. Например, были планы к третьему году обновить на 100% учебное оборудование. Сегодня мы их отодвинули до пятого года – но это не критично.

Мы обнаруживаем точки, которые требуют обновления именно теперь, и делаем это. Трудности нас заставили четко упорядочить этот процесс обновления оборудования, чтобы у нас была позитивная динамика в этом плане. Значит, надо внимательнее изучать, находить эти критические точки, быстро их заменять, и в целом, не снижая качества учебного процесса, обеспечивать оборудованием. Разговоры о кризисе заставляют более продуманно, более ответственно работать, принимать решения. Но задачи надо решать. Может быть, правда, на год-два позже мы их решим.

Насколько проблематично сейчас обеспечение жильем иногородних студентов? Как БГУИР решает эту проблему?

У нас достаточно приятная новость. В прошлом году мы завершили строительство третьего общежития. Правда, небольшое число мест - 240, очень комфортабельное общежитие блочного типа. В одном блоке две комнаты, там проживают по два человека, на каждый блок - кухня, туалет, ванная и стиральная машина, холодильник.

Сейчас идет строительство студенческой деревни, и в плане этого строительства заложено возведение для нашего университета общежития на 1040 мест. Это запланировано на 2011 год.

Какими студентами и преподавателями гордится БГУИР?

Мы гордимся студентами, которые выполнили все поставленные задачи, вовлекли в эти созидательные процессы молодежь вокруг себя, и мы их отметили. Например, есть стипендиаты президента Беларуси, наши лидеры, есть стипендиаты, которые решением совета университета назначены на стипендию в знак признания их заслуг.

Преподаватели - те, которые уважительно работают со студентами, сами постоянно совершенствуются. Сейчас без постоянного совершенствования преподавателю очень трудно чувствовать себя в студенческой среде. Студент стал пытливым, не стесняется задавать вопросы, причем непростые вопросы.

Есть студенты, продвинутые в какой-то предметной области, они приходят на лекцию, которая относится к этой области, и задают свои вопросы. Поэтому преподавателю нужно постоянно совершенствоваться, и таких преподавателей у нас большинство, мы ими гордимся.

Вы сами - выпускник БГУИР?

Да. Я когда-то поступил в МРТИ, закончил его, оторвался на один год от МРТИ только для прохождения научной стажировки за рубежом в 1980-х годах. И направил туда меня МРТИ, куда я и вернулся. Всё остальное время я работал в МРТИ, теперь - БГУИР. Этакая формула, от студента до ректора.

Вы хоть раз жалели о том, что работаете ректором? Может быть, вам хотелось бы заниматься чем-то другим? Наукой?

В разные периоды своей работы в МРТИ, БГУИР мне приходилось заниматься и наукой, и сейчас я наукой занимаюсь, хотя на это есть меньше времени.

Но, в принципе, мое любимое дело - наш университет. Конечно, мне никогда не приходилось жалеть о том, что сложился такой путь. Иногда были очень трудные моменты, когда было и непросто, и сложно психологически. Но всё это проходит, преодолевается за счет заложенных во мне традиций воспитания МРТИ-БГУИР.

Справка TUT.BY:

Михаил Батура

Родился в 1950 году в д. Клюковичи Новогрудского района Гродненской области. В 1975 году окончил Минский радиотехнический институт (ныне - БГУИР) по специальности "автоматизированные системы управления". Доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы. С 2005 года член наблюдательного совета Парка высоких технологий. Является главным редактором научно-технического журнала "Доклады БГУИР".

1968-1970 - служба в рядах Советской армии, в/ч 39864, г. Борисов, в/ч 58711, ЧССР;

1975-1998 - аспирант, ассистент, доцент, заместитель декана, декан факультета информационных технологий и управления Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники;

1998-1999 - проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники;

1999-2000 - первый проректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники;

2000 - настоящее время - ректор учреждения образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники".

Награжден юбилейной медалью "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", медалью Национального олимпийского комитета "За выдатныя заслугi", медалью "За працоўныя заслугi", значком "Выдатнiк адукацыi Рэспублiкi Беларусь", Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь, Почетной грамотой Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь.



 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ректор ведущего технического вуза страны - Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники - рассказал корреспондентам TUT.BY о том, что предложит студентам в новом учебном сезоне БГУИР. Как изменится конкурс? Сильно ли коснулся вуза кризис? Сколько денег приносит вузу экспорт продукции? Какие проекты реализует БГУИР совместно с партнерами?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика