Одно из самых обсуждаемых ныне известий — объявление о рассмотрении нашей страной запросов ООН об участии различных белорусских подразделений в миротворческих миссиях. Речь, напомним, идет о перспективах подключения наших военных и гражданских специалистов к операциям по поддержанию мира «с минимальными угрозами для их жизни». Формально уже обозначены возможные маршруты белорусских «голубых касок»: Кипр, Косово, Ливан, Голанские высоты (Сирия). Судя по всему, процесс оформления соответствующих соглашений займет не один месяц, но и сейчас миротворческие перспективы весьма пристрастно рассматриваются с разных сторон. Свои «за» и «против» взвешивают генералы, чиновники, дипломаты. А еще — эксперты по «горячим точкам» и этническим конфликтам, журналисты, блоггеры, будущие призывники и их родители. Не остаются в стороне и авторы «Спор–площадки». Один полагает, что белорусские миротворцы станут лишь винтиками в несовершенном и изношенном механизме международных контингентов. Другой спорщик, наоборот, видит в миссиях «голубых касок» множество плюсов. Любопытно, а что думают читатели? Ситуацию должны прояснить отклики на редакционном сайте и в почтовом ящике «СБ».
Против
Хватит кормить крокодила!
Роман РУДЬ, призывающий не спешить:
— Ты наверняка знаешь, Андрей, какой фильм признан лучшим в этом году. Урожай «Оскаров» собрала картина «Повелитель бури», в котором есть одна весьма символическая сцена: солдаты, прибывшие наводить порядок в Ираке, не могут помочь обвязанному взрывчаткой человеку, и становятся бессильными свидетелями его гибели... А помнишь ли ты, какая лента получила «Оскар» девять лет назад? Спрашиваю потому, что в том фильме (он назывался «Ничья земля») есть точно такой же по смыслу эпизод. Парень лежит на мине и не может встать, потому что заряд взорвется, если он шевельнется. Солдаты миротворческих сил сначала бестолково суетятся вокруг бедняги, а потом с облегчением вспоминают, что мандат ООН запрещает им «вмешиваться в ситуацию». И храбрые воины спешно покидают место событий.
На мой взгляд, этими сценами в обоих фильмах режиссеры прямо намекали, что нынешнее миротворчество — на самом деле фикция, всего лишь красивая, но пустая идея в голубой каске. Ведь когда дело доходит до реальной помощи, когда появляется нужда в настоящем спасении чужих жизней, тут «международные силы» срочно отбывают в свои укрепленные лагеря. И страны, страдающие от гражданских войн и терроризма, остаются наедине со своими проблемами — точно так же, как обвязанный взрывчаткой житель Ирака или лежащий на мине босниец.
Свидетельств предостаточно. Скажи, многих ли помирил первый в истории миротворческий контингент, действующий с 1948 года на территории пяти государств — в Египте, Израиле, Иордании, Ливане и Сирии? За шестьдесят лет на глазах «голубых касок» в этом регионе прошли шесть войн и несколько десятков вооруженных конфликтов. А взять Руанду? Международные помощники не сумели предотвратить массовую резню в этой стране. А позор в Сомали? Так умиротворили местные банды, что целое государство превратилось в пиратскую вольницу... А Ливан?.. Неужели после этих громких провалов ты продолжаешь верить в пацифистское воздействие флага ООН?
Я хочу сказать, что не все международные проекты одинаково хороши. Некоторые, мягко говоря, нежизнеспособны, причем давно. А вдохнуть в них жизнь пытаются за счет привлечения новых государств–участников. Надо бы сначала разобраться, в чем причина многочисленных фиаско миротворцев, а потом уж впрягаться в их лямку.
Далекий от серьезной геополитики, я вижу лишь два подводных камня, на которые неизменно натыкаются «голубые каски». Первое — они приходят в чужой монастырь со своим уставом, то есть пытаются мирить конфликтующие в какой–либо стране стороны, абсолютно не зная местных культурных, религиозных и этнических особенностей. Разве тебе, оказавшемуся где–нибудь в Африке, придет в голову разнимать двух туземных кулачных бойцов? Мало ли, вдруг у них древний красивый обычай — мутузить друг друга по праздникам... А вот солдатики с мандатом ООН пытаются уговорить этих громил скрестить мизинчики: «Мирись и больше не дерись...» Потом не знают, как унести ноги из очередной умиротворяемой страны.
О вторых традиционных граблях, на которые неизменно наступают силы Объединенных Наций, говорил еще булгаковский профессор Преображенский: «Двум богам служить нельзя!» Вооружаться до зубов и творить при этом мир — вещи взаимоисключающие, по–моему. Следствием такого «огневого гуманизма» становятся две крайности: бойцы международных контингентов или нарушают собственный нейтралитет, негласно становясь на чью–либо сторону во внутреннем конфликте, или занимаются лишь проблемой своего выживания на чужой войне. В обоих случаях благородная миссия ООН по примирению, разумеется, остается невыполненной. Выпуская одной рукой голубя мира, а другой — автоматную очередь, миротворцы умножают плюс на минус, получая нулевой эффект от своих операций.
Впрочем, вру: какой там ноль! Выходит немалая отрицательная величина: участники бесполезных акций ООН сполна отхлебывают от чаши неприязни, питаемой к ним населением проблемных государств. Попробуй встать между двумя разъяренными быками, и они сначала растопчут того, кто мешает им выяснить отношения, а потом вернутся к своей стычке. Сознавая это, «голубые каски» вынуждены идти на уступки то одной, то другой враждующей группировке, а в результате становятся неугодны всем. Еще Уинстон Черчилль прозорливо сказал об этой ситуации: «Миротворец кормит крокодила в надежде на то, что крокодил съест его последним». И почти неизменно съедает, как показала история.
Сколько можно кормить разного рода крокодилов смешными увещеваниями в духе кота Леопольда? Мне кажется, Беларусь не должна участвовать в сомнительных миротворческих проектах до тех пор, пока эта деятельность ООН не будет пересмотрена в корне. Напомню тебе слова одного из белорусских экспертов, сказанные в недавнем интервью: «Назрела необходимость разработки новой всеобъемлющей методики осуществления операций по поддержанию мира».
Давно пора?
За
Борьба за мир. Без лозунгов
Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, считающий миссию возможной:
— Вот ты, Роман, о драке, которую разнимают, сказал. Мне тоже, правда не африканские, а местные уличные сценки вспоминаются. Несколько дюжих мужиков месятся у всех на виду, но редко кто из прохожих станет вмешиваться, взяв на себя роль миротворца. В лучшем случае вызовут милицию и ретируются, чтобы на дачу показаний не затаскали. И зевак можно понять: мало ли из–за чего дерутся. Может, «подпишешься» и получишь на орехи сразу от всех персонажей. Или зря окажешься на стороне плохого парня. Здесь масса нюансов, и, наверное, лучше свистнуть профессионалов. Но это — уличная бытовуха. В «горячих точках» все сложнее и даже Рэмбо не поможет с лету примирить вчерашних добрых соседей. Вот потому–то к международным акциям «голубых касок» сейчас, учитывая прошлые ошибки, абы кого не привлекают. Умиротворять — особое искусство. К маленьким, но победоносным войнам процесс не сводится. Наверное, потому что в подобных миссиях по определению не может быть триумфаторов: от ооновских спецов ждут не трофеев и пленных, а гарантии мира, работы, хлеба, воды и лекарств. Современная миротворческая операция — не пальба по «высоткам» и «складкам местности», а выполнение сложных задач. Солдаты многонациональных сил — и администраторы, и экономисты, и полицейские, и юристы. А еще — саперы, наблюдатели за выборами, эксперты по социальным проблемам. «Голубые каски» доставляют и распределяют «гуманитарку», обучают местную полицию, разоружают бандитов. Строят мосты, ремонтируют школы, оказывают помощь жертвам наводнений и защищают женщин от насильников...
Вот вроде бы и спорная, неоднозначная миссия у сил НАТО в Афганистане, много и мы ее критикуем, и в западных странах скептиков и пессимистов хватает. Но давай послушаем генсека Североатлантического блока Андерса Фог Расмуссена: «СМИ по понятным причинам концентрируются на проблемах. Мне бы хотелось напомнить и о несомненных успехах. Мы построили в Афганистане 3.500 школ. В них учится миллион учеников, из них треть — девочки, для которых раньше образование было недоступным. 85 процентов афганцев теперь имеют доступ к медицинскому обслуживанию в сотнях клиник, созданных нами. Альянс построил 13.000 километров дорог. Домой вернулись 5 миллионов афганских беженцев».
А сколько было споров вокруг российских миротворцев в Приднестровье? Но вот цифры и факты без комментариев: за 18 лет миротворческой операции изъяты десятки единиц стрелкового оружия, почти 1.300 гранат, 150 тысяч патронов, разминировано и уничтожено более 13 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе противопехотных противотанковых мин и фугасов. Мир на приднестровской земле сохраняется. Нет межнациональных столкновений, терактов, проблемы беженцев, гуманитарной катастрофы.
Вообще, благодаря «голубым каскам» многие локальные войны не переросли в полномасштабные сражения. Почему ты перечисляешь поражения (а у какой армии ее не было?) и не вспоминаешь, что именно ООН сыграла важную роль в прекращении войн в Конго, между Ираном и Ираком, в Сальвадоре, Гватемале? С помощью миротворческих акций был достигнут мир в Мозамбике, Сьерра–Леоне...
Кстати, Роман, ты, наверное, удивишься: наши военные уже имеют определенный миротворческий опыт. В начале 90–х более года белорусские военные вертолетчики обеспечивали транспортировку «голубых касок» в небе Камбоджи. Ми–26 с логотипом UN доставляли в нужные районы десантников французского Иностранного легиона, солдат из Голландии, Германии, Пакистана, Индии. Работали вместе с российскими, канадскими пилотами. Без шума и помпы делали свое дело, помогали настрадавшейся стране избавляться от недобитых «красных кхмеров». И еще вертолетчики МЧС Беларуси с 2007 года летают на тушение лесных пожаров в Грецию. Акция, конечно, не миротворческая, но по специфике схожая: спасение людей, их домов и домашнего скарба.
А тем, кто спекулирует на теме финансовых дивидендов, которые якобы принесет государству участие в ооновских коалициях, скажу: да, в ООН выработана система компенсаций, предусматривающая возмещение расходов страны, предоставившей «голубые каски». Но подозревать нашу страну в скоропалительном решении и желании грести валюту лопатой могут только дилетанты. Ведь о желании подготовить собственный миротворческий воинский контингент Беларусь заявила еще в 2004 году на саммите Совета Евроатлантического партнерства в Стамбуле. Через два года в 120–й гвардейской отдельной механизированной бригаде была создана миротворческая рота. В «голубые каски» набирают лучших бойцов — универсалов и полиглотов, способных работать в связке с иностранными коллегами. У них за плечами множество международных учений, высокая оценка зарубежных экспертов. Но будущие полпреды страны в тревожные зоны планеты — не только военные. Юристы, дипломаты, медики, инженеры, спасатели — вот он, наш мирный спецназ. Такие крокодилов не кормят: случится драка — разведут по сторонам.
Одно из самых обсуждаемых ныне известий — объявление о рассмотрении нашей страной запросов ООН об участии различных белорусских подразделений в миротворческих миссиях...