Директор института контроля знаний: "Абитуриенты из года в год делают одни и те же ошибки". 21.by

Директор института контроля знаний: "Абитуриенты из года в год делают одни и те же ошибки"

29.04.2010 07:45 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Директор РИКЗ Николай Феськов
Директор РИКЗ Николай Феськов
3 мая начинается регистрация на централизованное тестирование
 
В принципе, с этого дня можно считать вступительную кампанию - 2010 открытой. Какой она будет в этом году? Насколько сложными будут тесты? Какие изменения ждут абитуриентов? Об этом мы говорим с директором РИКЗа, который проводит централизованное тестирование, - Николаем Феськовым.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТЕ ТРЕБУЮТ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА

- Существенных изменений в этом году нет. Только те, которые касаются технологии проведения тестирования. К примеру, в Минске и областных городах будет вестись автоматическая регистрация на тестирование. Она позволяет абитуриенту в одном месте зарегистрироваться в любой пункт тестирования. В этом году эта программа будет работать только в столице и областных центрах. Мы осторожны с тотальным ее внедрением, ведь все зависит не только от нашей готовности, но и от наличия каналов связи. Мы заключили договор с Белтелекомом, установили там наш сервер, провели учебу всех операторов, которые будут работать.

- Но зарегистрироваться через интернет абитуриент по-прежнему не сможет?

- Нет, ведь он должен явиться на регистрацию лично с паспортом и квитанцией об оплате. Зато программа позволит видеть все свободные места и исключить так называемых двойников (когда абитуриент одновременно регистрировался на белорусский и русский языки. - Прим. ред).

- А сами тесты меняются? Заметно, что с каждым годом часть А, где нужно выбрать один или несколько правильных ответов из уже имеющихся, становится меньше, часть В - больше
.

- Работа над тестами идет все время. Но те, кто думает, что часть А позволяет угадывать правильные ответы, ошибаются. Вероятность угадывания серии из трех вопросов, которые имеют по пять вариантов выбора, составляет 0,008 или менее 1%, а серии из пяти вопросов - 0,0003 или 0,03%. Для решения проблемы угадывания в тесты включаются задания открытого типа. Вместе с тем мы каждый год получаем бланки ответов, в которых абитуриенты или заполняют вторую или третью строчку, или все пять в надежде, что машина выберет правильные. Случайные попадания в любом случае не позволят набрать достаточно высокие баллы и претендовать даже на платные отделения.

Но мы совершенствуем саму структуру заданий, характер вопросов, в тестах почти не присутствуют задания на примечания, на исключения из правил. Задания таковы, что требуют творческого подхода к решению.

- Вам не привыкать слышать упреки в излишней сложности тестов?

- Мы не заинтересованы в том, чтобы в тестах были слишком сложные или слишком легкие задания. Они должны соответствовать уровню подготовки среднестатистического абитуриента. Правда, его сложно выявить. Ведь, с одной стороны, это выпускник гимназии этого года (который традиционно показывает лучший результат), а с другой - выпускник ПТУ, где общеобразовательные предметы занимают только 60% объема учебной программы общеобразовательной школы, да еще закончивший училище несколько лет назад. Но и тот, и другой должны иметь шанс.

- То есть тесты должны быть составлены так, чтобы все абитуриенты получили хоть сколько-то баллов?

- Совершенно верно. Тогда вузы смогут отобрать наиболее способных. Кстати, в прошлом году у нас случилось два прокола по математике, которые позволили убедить всех в том, что тесты не должны быть очень легкими. Два задания из 30 у нас получили по нулю баллов. Они просто не сработали.

- Почему?

- Наверное, всем абитуриентам уже известно, что "стоимость" каждого задания, зависит от того, как с ним справились все абитуриенты. Если его решили единицы - стоимость будет максимальной. Если справилось большинство - за него они получат минимум. Те два задания решили 93 и 91 процент. Но при такой высокой степени выполнения стоимость этого задания - десятые или сотые части балла. При округлении получается нулевой результат. Они не позволяют дифференцировать поступающих по уровню их подготовки.

- В этом году таких легких заданий не будет?

- Не должно быть.

АБИТУРИЕНТЫ ПЛОХО ЧИТАЮТ

- Тестирование позволяет проверить знания огромного количества выпускников школ. И проанализировать их…

- Да, такой возможности проверки знаний не было даже в советские годы - чтобы одновременно 90% выпускников выполняли одинаковые задания. Такой срез раньше невозможно было получить. У нас есть данные по всем областям, по каждой школе, гимназии, училищу…

- И что вы видите?

- Есть положительные тенденции, но очень много ошибок даже в элементарных задачах. Ведь в тех самых двух задачах было 7 и 9 процентов неправильных ответов - абитуриенты не могут определить биссектрису в параллелограмме.

- Ну, математика, физика традиционно дают самые низкие результаты.

- Это действительно. К сожалению, мы видим, что страдают вычислительные навыки у абитуриентов.
 

Автор: Екатерина МАРТИНОВИЧ

- Это то, что можно посчитать без калькулятора?

- Да. При этом не всегда находят рациональные пути решения. Очень часто можно услышать упреки, что решение задачи заняло два листа. На самом деле у нас нет ни одного задания, решение к которому заняло бы больше трети страницы - это нецелесообразно. Выходит, абитуриенты не видят, что есть рациональный, наиболее простой способ. А раз он пошел по неверному пути, значит, что-то не то в подготовке.
 
- А какие проблемы у гуманитариев?

- По лингвистическому блоку мы можем проверить даже технику чтения, хотя нас часто упрекают, что в тестах это невозможно. Ой как можно! В тестах по иностранным языкам дается текст и к нему 6 - 8 заданий. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что отдельные абитуриенты плохо читают, не могут ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, не могут его понять. Не говоря о том, что страдает и словарный запас. Кстати, результат теста по иностранному языку не связан с возможностью ребенка выезжать, к примеру, на оздоровление в ту или иную страну. Разговорный бытовой язык, который осваивает ребенок в такой поездке, не гарантируют ему отличную сдачу теста.

В этом году сравнили русский и английский опять же у сильных абитуриентов. Выяснилось, что аналогичные задания по английскому языку они выполняют лучше, чем по русскому. К изучению иностранного языка абитуриенты подходят более осознанно, а русский зачастую воспринимается на бытовом уровне.

Возможно, из-за этого проявляются и многие несуразности. Нынешние выпускники школ не знают значения многих слов. Ямщик для них - тот, кто копает ямы. Обелиск - женское украшение. В прошлом году большие затруднения вызвали слова "телеграмма", "бандероль", "щеголь". Ну а в слове "фальшь" из года в год около 40 процентов делают ошибки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПЕРВАЯ СЕССИЯ

- Мы анализируем результаты тестирования и первой сессии. К примеру, такую работу проводили с Минским государственным лингвистическим университетом на факультетах английского и испанского языков. Нас радует, что они практически совпадают. Это лишний раз подтверждает объективность тестов.

- Николай Степанович, сколько будет абитуриентов в этом году?

- Точно сказать невозможно. Однако, с учетом снижения количества выпускников общеобразовательных школ, тысяч на 10 - 15 будет меньше, чем в прошлом году.

Упрощение процедуры вступительных экзаменов в форме централизованного тестирования и возможность альтернативы в выборе будущей специальности спровоцировало большое количество претендентов на получение высшего образования.

Еще лет тридцать назад только 20 - 30 процентов выпускников школ собирались поступать в вуз, сегодня - 90 - 95%.

График централизованного тестирования
 

Предметы
Дата
Время начала
тестирования
Количество
заданий в тесте
Время на выпол-
нение
(минуты)
Белорусский
язык
14 июня, понедельник
11.00
40
120
Русский язык
15 июня, вторник
11.00
40
120
История
Беларуси
17 июня, четверг
11.00
50
90
География
18 июня, пятница
11.00
50
90
Математика
20 июня, воскресенье
11.00
30
180
Общество-ведение
22 июня, вторник
11.00
50
90
Всемирная история новейшего времени
24 июня, четверг
11.00
50
90
Физика
25 июня, пятница
11.00
30
180
Биология
27 июня, воскресенье
11.00
50
120
Иностранные языки
29 июня, вторник
11.00
60
120
Химия
30 июня, среда
11.00
50
120
Резервный день
5 июля, понедельник
11.00
 
 
 
 


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Насколько сложными будут тесты? Какие изменения ждут абитуриентов? Об этом мы говорим с директором РИКЗа, который проводит централизованное тестирование, -...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика