Центральной темой отмечаемого в этом году Международного дня семьи является влияние миграции на семьи во всем мире. Об этом говорится в послании генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Он отметил, что родители становятся мигрантами ради того, чтобы повысить благосостояние своих детей и других ближайших родственников: «В принимающих странах мужчины и женщины могут своим трудом обеспечить себе лучшую жизнь, а также отправлять средства родственникам, оставшимся дома».
В Беларуси, которая уже много лет больше принимает мигрантов, чем отправляет эмигрантов, демографическая ситуация такова, что не то что увеличить, даже сохранить существующее количество населения без мигрантов невозможно. В то же время очевидно, что ни морально, ни материально страна не готова принять их в больших количествах.
За последние десять лет численность населения сократилась на 556 тысяч человек (на 5,5%). Появилась тенденция сокращения числа трудоспособного населения. Численность населения за январь-март 2010 года уменьшилась на 13,4 тыс. по сравнению с таким же прошлогодним периодом.
За 2009 год в стране родилось 109 813 детей (на 1 937 больше по сравнению с 2008 годом). Однако обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы замедлился темп рождаемости. Так, в 2008 году родилось 107 910 детей, что на 4 485 больше, чем в 2007-м, когда на свет появилось 103 425 белорусов. Если сравнивать 2007-й и 2006-й годы, когда родилось 97 400 детей, то разница составила более 6 тысяч младенцев. Еще годом ранее разница составляла более 7 тысяч человек (в 2005-м родилось 90,5 тыс. детей). Во многом это связано с тем, что социально-экономическое положение ориентирует белорусские семьи на одного-двух детей, чего для воспроизводства населения явно недостаточно.
Жизнь в нашей стране, чего греха таить, не такая, чтобы миллионы мигрантов со своими детьми ехали сюда работать, то есть пополняли ряды трудоспособного населения, в чем крайне в настоящее время заинтересовано государство, а со временем будет заинтересовано еще больше.
Как бы там ни было, семьи являются не только источником жизненного опыта и тылом для большинства людей, но и очень выгодным институтом для государства. Там растят детей, опекают стариков, поддерживают друг друга, выполняя таким образом ряд социально-значимых задач. Семьи не могут не поддерживаться государством, семьи с детьми в особенности, не потому, что оно является социально ориентированным, а потому, что это рациональный и прагматичный подход.
Что же происходит в Беларуси, где каждый житель многократно слышал о том, что государство чуть ли не содержит и его, и детей? И медпомощь у нас бесплатная, и в школе детей учат задаром, и за услуги ЖКХ мы платим чуть больше 35% процентов от себестоимости. Одним словом, картина в теории благостная.
На практике семьи с детьми находятся в более уязвимом положении, чем без них. Больше детей — больше проблем и меньше доходов на одного члена семьи. У наемных тружеников эти доходы не такие уж значительные. При этом, спроси любого из них, как государство помогает его семье, в ответ максимум услышишь, что существует какая-то льгота на выплату подоходного налога для семей с детьми.
«Белорусские новости» подсчитали, сколько составляет эта льгота. При зарплате в 600 тысяч рублей, как у воспитательницы детского садика или медсестры в поликлинике, из подоходного налога у родителя одного ребенка вычитают чуть больше, чем 9 тысяч рублей. Таким образом, воспитательница с ребенком получает на 9 тысяч рублей больше, чем та, у которой детей нет!
При этом на оказание адресной социальной помощи малообеспеченным жителям Беларуси за первый квартал 2010 года направлено 19,2 млрд. рублей. Планируется, что по итогам года получателями государственной адресной соцпомощи станут около 308 тысяч человек, а ее материальное выражение достигнет 97 млрд. рублей. С 2001 года более миллиона белорусов стали получателями такой помощи.
Средний размер ежемесячного социального пособия на 1 апреля 2010 года составлял 48,3 тысячи рублей, его получателями стали 55,1 тыс. человек. Размер единовременного социального пособия равнялся 214,9 тысячи рублей, его получили 4,1 тысячи человек. Ежемесячное пособие составляет ровно столько, сколько не хватает у каждого члена семьи до бюджета прожиточного минимума, то есть до 266 230 рублей (в таком размере БПМ утвержден с 1 мая по 31 июля 2010 года).
Если вернуться к гипотетической медсестре с зарплатой в 600 тысяч рублей и одним ребенком, на помощь государства она рассчитывать не может, даже если растит его в одиночку и не имеет никаких других доходов. Если допустить такую же ситуацию, но уже с двумя детьми, она может претендовать на помощь в размере 198 690 рублей в месяц на срок до полугода.
Такая семейная политика государства навряд ли может быть действенной, если понимать под этим словом настоящую поддержку. Координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник считает, что для поддержки семьи и стимулирования рождаемости в случае серьезного к этому отношения необходимо на уровне государственной политики подчеркивать, что любая семья — это важно.
«Если мы говорим, что пособие на ребенка — это признание его ценности, то в таком случае оно должно выплачиваться независимо от доходов, наличия работы у родителей и так далее. Ценность любого ребенка должна быть одинаково признана для государства», — отмечает Т.Гапличник.
Пока же получается, что ребенок, рожденный в обеспеченной семье, менее ценен для государства, чем тот, который родился в бедной: «Конечно, нельзя не поддерживать малообеспеченных, но государство должно демонстрировать, что для него важна любая семья и ребенок».
Не увеличение пособия при рождении и по уходу за ребенком стимулирует рождаемость. К любому его размеру люди быстро привыкают, поэтому социальная поддержка семей идти только по пути увеличения таких пособий не должна.
«Люди и государство должны понимать, что существует важный вопрос развития детей. Ребенок пойдет в садик, школу, где ему необходимы нормальные условия. Ему нужно сохранить здоровье и получить образование. Вопросов, касающихся поддержки семьи гораздо больше, чем поддержка при рождении детей и в младенчестве. В связи с этим необходимы не только прямые меры, направленные на повышение рождаемости, но продумывание всего комплекса системы соцзащиты. Успешны те страны, например, скандинавские, где это сделано», — подчеркнула собеседник «Белорусских новостей».