Столичный статус обязывает. Как будет развиваться Минск в ближайшие годы
18.05.2010
—
Новости Общества
|
Минск в ближайшие годы." title=" Столичный статус обязывает.
Как будет развиваться Минск в ближайшие годы." border="0" style="margin-right:11px;">
Лицом каждого государства, его визитной карточкой является столица. От того, насколько удобно и комфортно в ней жить, работать и отдыхать, во многом зависит впечатление о стране в целом. Сегодня Минск — это не только крупный промышленный и экономический флагман Беларуси, но и крупнейший центр науки, технологий и культуры. У города много достижений, но и немало задач, которые надо решать уже сейчас, чтобы не отстать от жизни и соответствовать высоким стандартам и статусу европейской столицы. Что изменится в Минске в ближайшие годы? Как это повлияет на жизнь горожан? Насколько привлекателен главный город страны для туристов и инвесторов? Об этом и не только наш разговор с заместителем председателя Минского горисполкома Александром БОРИСЕНКО. — Александр Михайлович, Минск стремительно растет. Насколько соответствует нынешним потребностям столицы ее экономический сектор? — Судите сами. В городе сконцентрирована пятая часть промышленного производства всей Беларуси, более 30 процентов товарооборота страны и свыше 35 процентов от общереспубликанского объема оказанных услуг населению. Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции города занимает отрасль машиностроения и металлообработки, включая промышленность медицинской техники. Все большую значимость приобретают пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность. За истекшие четыре года по основным прогнозным параметрам коммунальные и частные организации города перевыполнили задания текущей пятилетки по производству промышленной продукции, освоению инвестиций в основной капитал, экспорту товаров и услуг. — Долгие годы столица развивалась преимущественно как промышленный город. Но дальнейшее наращивание промышленного потенциала сдерживается дефицитом земельных участков и жесткими требованиями к экологическим и эстетическим характеристикам производств. Каким образом планируется решать эту проблему? Насколько обоснованным можно считать вынос производств из центра города за его пределы? — Экономическая целесообразность реконструкции и перепрофилирования отдельных производственных предприятий установлена генпланом столицы. В частности, на землях самой высокой градостроительной ценности в планировочном ядре города (в границах первого транспортного кольца) и, выборочно, в центральном поясе города максимально сокращается производственная деятельность предприятий за счет трансформации производственных объектов и перебазирования части предприятий на новые площадки в городе либо за пределы проектируемой городской черты. Выносу за пределы центральной и срединной планировочных зон города подлежат крупные источники экологического загрязнения, в числе которых предприятия грузового транспорта, литейные производственные объекты, а также предприятия аграрно-промышленного комплекса. То же относится к группе энергоемких и материалоемких предприятий по производству строительных материалов. Вместе с тем планируется создание условий для приоритетного развития наукоемких отраслей с высокотехнологичными пред-приятиями электроники, оптики, приборостроения и других за счет резервирования производственных территорий в зонах с высоким градостроительным потенциалом. Это позволит получить максимальную отдачу от каждого квадратного метра земли и создаст благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций. — Какие отрасли экономики Минска получат наибольшее развитие? И как при этом будут решаться вопросы дефицита кадров, трудоустройства представителей невостребованных профессий? — Учитывая сложившиеся тенденции развития промышленности за последние годы, конъюнктуру мирового и внутреннего рынков, можно предположить, что в краткосрочный период сохранится прежняя динамика роста значимых для экономики города сфер производственной деятельности. Ускоренными темпами будут развиваться химическая промышленность, производство строительных материалов, пищевая промышленность, в частности, такие ее подотрасли, как мясная, молочная, рыбная. Но структурные изменения в экономике уже отражаются на рынке труда города. В прошлом году удельный вес работающих в отраслях материального производства снизился до 62 процентов, а в январе—марте текущего года — до 60 процентов. Вместе с тем растет численность работников, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в системе образования, в организациях науки и научного обслуживания. Перераспределению работников из сферы производства в сферу услуг способствует создание новых рабочих мест. — Любой экономический рост невозможен без инвестиций. Насколько сейчас Минск привлекателен для зарубежного капитала? Какие дополнительные меры, на ваш взгляд, помогли бы белорусской столице притягивать к себе еще больше ресурсов? — Минск имеет выгодное географическое местоположение, развитую инфраструктуру. Через город проходят основные транспортные магистрали. Здесь сосредоточен мощный строительный комплекс с собственным производством стройматериалов по прогрессивным технологиям, достаточно высок процент предприятий и организаций, прошедших процесс приватизации и разгосударствления. Только в текущем году в Минском горисполкоме проведено более 50 встреч и переговоров о возможных направлениях инвестирования иностранного капитала в инфраструктуру Минска с представителями деловых кругов России, Германии, Китая, Франции, Ирана, Польши, Чехии, Малайзии, Турции, Италии, Казахстана и других стран. Минский горисполком ежегодно определяет перечень земельных участков, предназначенных для представления инвесторам под жилищное строительство, объекты торговли, общественного питания, многофункциональные комплексы, спортивно-оздоровительные объекты. В этом году он насчитывает более 100 земельных участков, в том числе для выставления на торги. Мы заинтересованы в реализации инвестиционных проектов и готовы оперативно рассмотреть конкретные предложения зарубежных бизнесменов по застройке городских территорий и созданию совместных производств. — Около 30—40 процентов всех малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в нашей стране, сконцентрированы в столице. Прежде прирост количества субъектов предпринимательства в значительной степени шел за счет сферы торговли. Какие тенденции будут наблюдаться в дальнейшем? — Анализ деятельности малого предпринимательства за несколько лет выявил тенденцию увеличения доли промышленной продукции малых предприятий в общем объеме промышленного производства. Однако непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля и общественное питание) остается более привлекательной. Структура малого предпринимательства на сегодняшний день характеризуется следующими параметрами: наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания — 45,4 процента, в промышленности — 17,6 процента и в строительстве — 10,4 процента. Сфера торговли, общественного питания и услуг является базой для накопления опыта и капиталов, что позволяет бизнесменам переходить на более высокий уровень развития — производственный. — На ваш взгляд, как с точки зрения удобства населения и экономии государственных расходов можно оптимизировать транспортную инфраструктуру столицы? — Одна из главных проблем улично-дорожной сети — ограниченная пропускная способность на многих участках. И это неудивительно. Уровень автомобилизации населения за последние 20 лет вырос более чем в четыре раза. Возведение автодорожных развязок и подземных пешеходных переходов как решающих факторов повышения пропускной способности, возможно не везде, и вот почему. Не всегда допустима перекладка подземных инженерных сетей. Зачастую требуется очень затратный снос зданий, к тому же сопряженный с долговременными неудобствами для участников движения и жителей прилегающих улиц. Отдельным условием является наличие финансовых средств — 70—80 миллиардов рублей на одну развязку. Тем не менее сегодня они возводятся на пересечении улиц Маяковского — Денисовская, через 3—5 лет разноуровневые транспортные развязки запланированы на перекрестках: ул. Тимирязева — ул.Орловская; ул. 1-е Кольцо — пр. Дзержинского; ул.Алибегова — пр.Дзержинского; ул.Кальварийская — пр.Машерова — ул.Харьковская; ул.Ташкентская — МКАД; ул.Харьковская — пр.Жукова; ул.Столетова — ул.Запорожская. Однако даже самые широкие проспекты и улицы не в состоянии обеспечить транспортные потребности современных городов. Именно с этим связан настоящий “ренессанс” городского пассажирского транспорта в промышленно развитых странах в последние 20—25 лет. Жители и гости белорусской столицы уже познакомились с многосекционными низкопольными трамвайными вагонами. Налажен выпуск низкопольных автобусов и троллейбусов. Вслед за обновлением вагонного парка трамваев начат масштабный капитальный ремонт трамвайных путей. В прошлом году его удалось выполнить сразу на трех участках сети, сегодня он продолжается от Минского завода шестерен до универмага “Беларусь”. Троллейбусную линию по улицам Сухаревской — Скрипникова — Одинцова планируется построить до 2012 года. Строительство троллейбусной линии по улице Сухаревской от улицы Лобанка до улицы Шаранговича намечено на 2011 год. После расширения проезжей части улицы Маяковского троллейбус придет в еще один густонаселенный жилой район — Лошицу, причем контактная сеть на Игуменском тракте уже готова. Расширение автобусного сообщения городские власти связывают с открытием маршрутов в новые микрорайоны. Через два года намечено запустить новые станции метрополитена на Юго-Западе. — Кстати, замечания многих горожан сводятся к тому, что метро очень уж долго строится? — Это не совсем справедливо. В 2012 году длина сети Минского метрополитена достигнет 35,6 километра, сегодня она чуть более 30 километров. Иными словами, ежегодно прокладывается по одному километру пути, ведь первую сваю на месте будущей станции “Парк Челюскинцев” забили в 1977 году. В открытых же всего через год после Минска “подземках” Нижнего Новгорода и Новосибирска протяженность сети сегодня в 2,5 раза меньше, а в Самаре ее строительство вообще остановлено. Добавлю, что до конца этого года интервал движения составов второй линии будет сокращен с 2,5 до 2 минут. — Некоторые столицы мира делают ставку не на промышленное производство, а на активное развитие сферы услуг, в том числе туризма. Насколько такой путь приемлем для Минска? — Развитие туризма в Минске основывается преимущественно на тех видах, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся потенциал города. В прошлом году столицу посетили около 60 тысяч иностранных граждан, вследствие чего экспорт туристических услуг составил 65 миллионов долларов. До 2014 года в Минске будет построено более 10 гостиниц, на шести площадках уже начаты подготовительные работы. Приоритетными направлениями развития туризма в Минске определены деловой, спортивный, культурно-развлекательный и познавательный туризм. На перспективу Генеральным планом развития города намечено структурно-планировочное объединение объектов и сооружений 38 комплексов туризма в 11 туристических зонах Минска: “Исторический город”, “Витебское направление”, “Московское направление”, “Дорога в международный аэропорт”, “Могилевское направление”, “Лошица”, “Слуцкое направление”, “Брестское направление”, “Гродненское направление”, “Молодечненское направление”, “Нарочанское направление”. Это будут многопрофильные объекты, предоставляющие туристам возможность выбора различных форм обслуживания, развлечения и проведения досуга. — Какие приоритеты берутся за основу при разработке программы экономического развития Минска на ближайшие годы? — Стратегической целью устойчивого социально-экономического развития Минска является динамичное повышение уровня благосостояния населения. Важнейшим приоритетом для столицы должно стать развитие ориентированных на экспорт высокотехнологичных и наукоемких производств, максимальное наращивание экспорта товаров и услуг, развитие сферы услуг. Проект Концепции регионального развития Беларуси до 2015 года предусматривает строительство в Минске завода по переработке твердых коммунальных отходов, проведение мероприятий по оздоровлению реки Свислочь, обеспечение нормативов качества атмосферного воздуха путем сокращения выбросов от автотранспорта, строительство логистических и бизнес-центров, развитие инфраструктуры туризма и отдыха. Все это сделает нашу столицу еще краше и привлекательнее, а жизнь в ней более удобной и комфортной. Если коротко, то основные приоритеты развития Минска — инновации, инвестиции, экспорт. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лицом каждого государства, его визитной карточкой является столица. От того, насколько удобно и комфортно в ней жить, работать и отдыхать, во многом зависит...
|
|