Старт созданию научно–технологических парков в стране — колыбелей отечественных ноу–хау — был дан в 2007 году. Региональные технопарки, обозначенные в Государственной программе инновационного развития на 2007 — 2010 годы, предполагали взять под свое крыло самый рисковый и самый прорывной вид бизнеса — наукоемкий, без которого экономика, как парус без ветра. Но процесс оказался небыстрым...
— Вот здесь у нас — центр коллективного пользования оборудованием, здесь — конференц–зал, а здесь — офисы, — лавируя меж арматурой, сетями и кирпичными рифами, коридорами технопарка ведет меня Дмитрий Морозов, директор пока не открывшегося Гомельского научно–технологического парка.
В областном центре он был создан в 2008 году. Здание, которое определили под технопарк, — картинка. Высотный монолит, наполовину занятый свободной экономической зоной «Гомель — Ратон». В нем 6 — 13–й этажи отвели под будущее инновационное предпринимательство. До этого почти 4,5 тысячи квадратных метров площади более десятка лет находились в режиме консервации. Однако Дмитрий Морозов в этом обстоятельстве видит плюсы:
— От прежнего остались только стены, но зато мы получили возможность создания гибкой планировки. Пришел к нам, допустим, один предприниматель с идеей в голове, а завтра — это уже предприятие из десятка человек. Снимаем перегородки — расширяем пространство.
О грядущих планах Морозов рассказывает с энтузиазмом. Даже человек с улицы, имея ноу–хау и энное количество денег, без которых никак, оформив предпринимательство, может постучать в эти двери. К его услугам — пока теоретически: офис, оснащенный нужной техникой, доступ в интернет, залы для переговоров, оборудование и прочие атрибуты для апробации разработки и ее запуска в жизнь. Привлекательность же — в льготных арендных ставках, особом налоговом режиме, информационной поддержке в продвижении продукта. И все эти удобства — на шесть лет. Не факт, что ноу–хау «выстрелит»: по мировой статистике, лишь один проект из десяти дает результат, но именно он окупает затраты государства на остальные девять...
— Перед тем как проект заказывать, мы обстоятельно изучили технопарки и в Германии, и в России, — продолжает Морозов. — Учли все. На каждом этаже у нас по две исследовательские лаборатории. Есть помещения для опытного производства. Сейчас прорабатываем возможность включения в наше ведение пустующих корпусов, расположенных по соседству, для открытия производств. А еще планируем сделать технопарк «умным домом», который будет обеспечивать себя основными видами энергии за счет альтернативных источников.
— Так когда же открытие? — не выдерживаю. — Его ведь ожидали еще в 2009–м!
Морозов хмурится. Да, намечали. И открылись бы. Но из «программных документов», которые определяли пути создания технопарков, неожиданно исчез республиканский источник финансирования, изначально предусматриваемый. Технопарки оказались уделом только местных бюджетов. Более того, непростой в экономическом плане 2009 год подморозил процесс. В итоге за два года существования Гомельского технопарка из нужных 12 миллиардов рублей получено только 1,5 миллиарда. Из–за этого, собственно, разбили стройку на два пусковых комплекса. Сейчас область выделила еще 1 миллиард из инновационного фонда. Работы на этажах снова оживут. Надолго ли?
— Уже понятно, что своими силами область с этим проектом не справится, — реально оценивает ситуацию Дмитрий Морозов. — Но сейчас у нас появилась надежда. Недавно приняты долгожданные законодательные акты, в том числе изменения в Закон «О научно–технической политике», которые позволяют финансировать создание региональных технопарков за счет республиканского бюджета по статье «наука». Вступят они в силу в августе...
Между тем открытия технопарка в Гомеле заждались многие обладатели ноу–хау. Это видно по банку данных, который здесь возник сам по себе.
— Интересные разработки по энергосбережению предложил нам один из гомельских рационализаторов, — «картотеку» умов открывает заместитель директора Михаил Гиль. — Среди них — газогенераторная установка, которая производит не только тепловую, но и электрическую энергию. Готова к освоению в производстве и дизель–электростанция — просто находка в условиях погодных катаклизмов... Словом, «носителей» перспективных разработок немало. Есть фирмы, которые хотели бы развивать наукоемкий бизнес, и технопарк для них — хорошая опора.
Одним из первых технопарком заинтересовался гомельский ученый–экспериментатор Вячеслав Заборонский, имеющий десятки изобретений и рацпредложений. Создать собственный бизнес в обычных условиях не получилось. Надежда — на технопарк. А пока Заборонский организовал «офис — лабораторию — испытательный участок» в отдельно взятой комнате собственной квартиры. Здесь и компьютер, и приборы, и мини–станки...
Дождутся ли такие, как он, того дня, когда проект в регионе состоится, предугадывать не берусь. Как и не берусь прогнозировать, что открытие технопарков в стране мгновенно обернется фонтаном эффективных проектов. Для этого нужна работающая правовая база, которая у нас только–только выстраивается. Другое дело, что продолжать начатое необходимо. Ведь инновационное развитие — один из государственных приоритетов на ближайшие годы.
Кстати
Технопарки созданы во всех регионах страны. Из них реально работает и отвечает статусу только ЗАО «Технологический парк Могилев», близок к этому научно–технологический парк БНТУ «Метолит».
Мнение по поводу
Василий Молочков, генеральный директор ЗАО «Технологический парк Могилев»:
— Свои первые шаги мы делали еще в 1993 году. Но только в 1999–м приняли первых резидентов. Сегодня технопарк загружен на 100 процентов. Мы настроены на расширение. Разработали концепцию создания «Территории инновационного развития» — своеобразного «наукограда», куда бы переселялись вставшие на ноги резиденты нашего технопарка, создавая здесь свои предприятия, строя жилье. Сейчас идет подбор земельного участка площадью 100 гектаров.