Путешествие на три границы. 21.by

Путешествие на три границы

21.07.2010 11:29 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Поезд "Барановичи – Витебск" лениво подкатил к перрону полоцкого железнодорожного вокзала ровно без двадцати минут девять – расстояние в 220 километров от Минска до Полоцка он проделал за 9 часов. Невольно вспомнились Евротоннель через Ла-Манш и поезда Eurostar, развивающие скорость до 350 километров в час, – путешествие из Парижа в Лондон занимает 2 часа 15 минут. Но выбора нет: "Барановичи – Витебск" – единственный поезд, который приходит из Минска в Полоцк ранним утром. 

На перроне нас встречал улыбчивый подполковник. "Кусяк Александр Иванович, – представился он. – Сегодня вашим гидом в пограничную зону буду я". Мы спешили: за день командировки предстояло увидеть жизнь на пограничной заставе, а также место стыка трех границ. Узнав специфику издания, наш гид предложил отправиться в один из наиболее живописных пограничных районов – Браславский. Мы сели в служебный "уазик". Этот автомобиль ценится своей простотой и проходимостью. "Уазик" пройдет везде, – утверждает наш водитель Андрей. – И это особенно важно, ведь пограничникам приходится ездить и по бездорожью".

Наши сопровождающие: начальник отдела воспитательной работы Полоцкого погранотряда Александр Кусяк (слева) и начальник пограничной заставы "Плюсы" старший лейтенант Евгений Иконов

От Полоцка до пограничной заставы в Плюсах – около 150 километров. Полоцкий пограничный отряд – это 271 километр границы, которая проходит в Верхнедвинском, Браславском и Миорском районах; в нем насчитывается 3 заставы, 5 пограничных постов и 4 пункта пропуска. Есть катера, курсирующие по 16 км границы, которая проходит по реке Западная Двина. Численность отряда позволяет надежно охранять порученный участок границы. Кстати, пятую часть личного состава отряда составляют женщины. "Женщины в основном служат на пунктах пропуска, – рассказывает Александр Иванович. – На пограничной заставе им нести службу тяжело, ведь кроме шести часов наряда в день в любых погодных условиях у солдат много обязанностей, требующих физической силы и выносливости".

В 30-е годы Браславщина входила в состав Республики Польша. "Современная граница Беларуси с Латвией мало чем отличается от тогдашней, – рассказывает Александр Иванович. – В лесу и сегодня можно увидеть остатки бетонных пограничных столбиков". Из-за нехватки времени в лес сворачивать мы не стали, а поехали прямо на пограничную заставу.

Памятный знак, установленный после завершения демаркации государственной границы Беларуси с Латвией в 2006 году

Вскоре после деревни Слободка асфальт закончился, и началась пыльная песчаная дорога с довольно интенсивным движением: в последние годы в районе бурно развивается туризм. В, казалось бы, обреченных на вымирание деревнях стали появляться дачные коттеджи, среди владельцев которых немало россиян. С приходом летнего сезона сюда устремляются потоки машин. По словам нашего гида, туристы пограничникам хлопот не доставляют. Теперь граждане Беларуси могут въезжать в пограничную зону и пребывать там без специального пропуска: достаточно уплатить госпошлину за въезд в пограничную зону в любом отделении "Беларусбанка" в размере 0,2 базовой величины (на сегодняшний день это 7000 рублей) и по телефону сообщить о своем прибытии в ближайшее подразделение пограничной службы. Для нахождения в 500-метровой пограничной полосе, прилегающей к Государственной границе, требуется специальный пропуск, выдаваемый органами пограничной службы.

Деревня Плюсы находится в 25 километрах от Браслава и граничит с Латвией, и ее главной достопримечательностью, вне  всяких сомнений, считается пограничная застава. Местные жители знают охранников границы в лицо, ведь в обязанности пограничников входит работа с населением.

Здание пограничной заставы

К экскурсиям начальник пограничной заставы "Плюсы" старший лейтенант Евгений Иконов привык: конечно, туристов сюда не пускают, а вот журналисты время от времени приезжают. На заставе в Плюсах несут службу офицеры, прапорщики, солдаты, и гражданские специалисты.

Начальник заставы начинает экскурсию с самого чистого места – бани. Банный день здесь традиционно проходит в субботу, тогда же устраивается стирка. К военной форме пограничники относятся бережно ­– солдату-срочнику на полтора года выдается три комплекта обмундирования и две пары сапог. В здании заставы соблюдается чистота. Придя с улицы, солдаты в "сушилке" сменяют тяжелые сапоги на резиновые шлепанцы, береты и пояса с флягами оставляют на вешалке.

В "сушилке" украшением стен служат толстые трубы с горячей водой. На приваренные к ним крюки солдаты вешают сапоги

При высокой температуре на улице за наполняемостью фляг следит лично начальник заставы. "Многие ребята, уходя в наряд, ленятся нести на себе лишний груз, а потом мучаются от жажды", – говорит он

Порядок соблюдается везде – даже в тумбочке. В верхнем выдвижном ящике в строгом порядке лежат зубная паста, щетка, бритва и мыло. Внизу – щетка для обуви. Солдаты сами приводят себя в порядок – подшивают подворотнички, штопают прохудившееся белье, утюжат рубашки. При необходимости можно обратиться к нештатному сапожнику.

Чтобы составить представление о солдатской спальне, достаточно зайти в одну – остальные выглядят точно так же. В распоряжении солдата – кровать, тумбочка и табурет, на котором аккуратно сложена одежда.

Самый, пожалуй, ответственный момент для живущих на заставе солдат – сборы и уход в наряд, в который отправляются по двое. По правилам каждому молодому пограничнику положено не менее шести часов наряда ежедневно, однако количество часов может быть увеличено по усмотрению начальника заставы.

Евгений Валерьевич руководит заставой уже семь месяцев, и за это время экстренных случаев не происходило. Настоящее наказание для пограничников – сезон сбора ягод и грибов. "Людям частенько кажется, что за границей лесные ягоды намного вкуснее", – улыбается Евгений Валерьевич. Заблудившегося грибника или забредшего на границу по незнанию туриста пограничники предупреждают. А вот за умышленный переход государственной границы предполагается штраф в размере до 1,5 миллиона белорусских рублей или шесть месяцев тюрьмы. Для задержанных на заставе оборудована специальная комната. 

К команде "В ружье!" пограничник должен быть готов всегда. Кроме того, каждый пограничник должен получить навыки следопыта и по следу, оставленному на контрольно-следовой полосе (КПС), определить его направление, количество человек, как давно его оставили и кто его обладатель – мужчина или женщина.

В огневом городке отрабатывают навыки разборки и сборки оружия. Так, разобрать автомат нужно за 15 секунд, собрать – за 21, а зарядить магазин – за 30

В глазах большинства людей образ пограничника неполон без собаки. На пограничной заставе в Плюсах живут немецкие овчарки. За каждой из них закреплен солдат-кинолог, которого она признает за хозяина и сопровождает его в наряд. Выучиться на кинолога можно в Сморгони. Там же закупают и собак: щенок обходится погранведомству от 100 до 300 долларов. Самый старший воспитанник заставы – Жора. В свои семь лет он успел отличиться при боевом задании – в прошлом году напал на след троих нелегалов, пытавшихся перейти границу. Трехлетние Ишма и Герда тоже хорошо ходят по следу, однако славы пока не снискали. Чтобы не потерять сноровку, собаки должны тренироваться хотя бы 2 часа в день.











На службе собака должна знать основные команды: "Лежать!", "Сидеть!", "Идти по следу!", "Взять!". И если первым двум командам хозяин может научить своего питомца самостоятельно, то в отработке последних двух ему не обойтись без помощи сослуживцев 

Полоса препятствий – еще один обязательный элемент тренировки





Личные вещи каждой собаки: намордники, ошейники, щетки для чистки шерсти   хранятся вот в таких шкафчиках

Если служебные обязанности у всех одинаковые, то хозяйственные – у каждого свои. Кто-то отвечает за уборку территории, кто-то ухаживает за собаками, кто-то отдыхает. Для этого на заставе есть комната с телевизором, библиотека, в которой найдется и томик Шекспира, и сборник Купалы. На улице можно поиграть в футбол и посидеть в беседке с коллегами по службе. 




"Служба на пограничной заставе проходит незаметно, – говорит о солдатах-срочниках, которым предстоит отслужить 1,5 года, Евгений Валерьевич. – Здесь график у каждого свой, есть время для отдыха, да и питание очень хорошее". В меню у солдат различные супы, каши, мясные блюда, салаты. В ночные наряды пограничникам выдают колбасу, печенье и сгущенку. 

После сытного обеда мы отправились на саму границу. Стык трех границ оказался тихим, спокойным местом. На небольшой поляне среди леса установлены выкрашенные в национальные цвета пограничные столбы трех государств: Литвы, Латвии, Беларуси.

На выложенной мелкой плиткой площадке установлен знак, показывающий, сколько километров от этого места до столиц трех стран. От Минска мы отъехали 202 километра.

К сожалению, до пункта пропуска доехать мы уже не успели. В Полоцком пограничном отряде 2 международных автодорожных пункта пропуска, 2 международных железнодорожных и 3 пункта упрощенного пропуска. Автодорожные пункты пропуска отряда не находятся на путях активных международных перевозок, как пункты пропуска на границах с Литвой, Польшей или Украиной. На участке отряда государственную границу чаще пересекают местные жители, чтобы посетить живущих в приграничье родственников.  

Работать на пунктах пропуска нелегко: в отделения пограничного контроля, как правило, берут людей с высшим образованием. Военнослужащим пограничного контроля необходимо усвоить большой объем нормативно-правовых документов, хорошо знать руководящие указания по службе, паспорта всех стран мира, грамотно и умело проводить идентификацию личности предъявителя документа. И если на пограничной заставе служат только мужчины, то в отделениях пограничного контроля женщины в форме составляют 50% всех их служащих. Полоцкие пограничники отмечают, что туристов на переходах не очень много. Белорусы отправляются в Латвию на отдых, латыши к нам – за покупками (особенно востребованы сахар, бензин, табачные и винно-водочные изделия).

Пограничный контроль в пунктах пропуска осуществляется довольно быстро: в туристическом автобусе проверка паспортов длится 30 минут, время проверки документов у индивидуального туриста не превышает 2 минут. "Пока ситуация со стоимостью виз не изменится, туристический поток из Беларуси в Прибалтику расти не будет", – подтверждают всем известный факт пограничники. А вот чтобы туристы из Прибалтики чаще ездили к нам, еще многое предстоит сделать.  

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На перроне нас встречал улыбчивый подполковник. "Кусяк Александр Иванович, – представился он. – Сегодня вашим гидом в пограничную зону буду я". Мы спешили: за день...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика