До начала нового учебного года остаются считанные дни. Готовы ли школы принять учеников? По каким учебникам будут заниматься школьники? Как в целом повысить качество образования в школе? Вопросов к начальнику управления общего среднего образования Министерства образования Юрию Игоревичу ГЛАДКОВУ, который принял участие в интернет–конференции на нашем сайте www.sb.by, было немало.
Учебников хватит всем
Валентина, Туров: Две мои дочки учатся в Туровской средней школе. Каждый год им не хватает учебников. Дают по одному на двоих. И такая проблема не только у нас. Другие дети вообще бегают к соседям, чтобы сделать уроки. Это же не дело...
Ю.Г.: Два предыдущих учебных года являлись переходными к 11–летней системе общего среднего образования. В это время действительно была проблема с обеспечением всех учащихся учебниками. В предстоящем 2010/2011 учебном году эта проблема будет снята.
— В школе нам сказали, чтобы мы покупали детям дневники, отпечатанные только гомельской типографией. Правильно ли это?
Ю.Г.: Министерством образования разработан и утвержден дневник белорусского школьника. По согласованию с Мининформом определен перечень учреждений, которые выпускают дневники. Сеть этих типографий охватывает всю страну. И вы можете купить дневник утвержденного образца в любом магазине, где они есть в продаже.
Лиля: В прошлом году ребенок потерял учебник. Не знали, что делать. Купить нельзя, таких учебников уже не производят. В школьной библиотеке тоже книги нет — все раздали. К счастью, нашла сайт, на котором этот учебник был выложен в электронном виде. Но обратила внимание, что пока учебников, которые есть в электронном виде, очень мало.
Ю.Г.: Электронные версии учебников выложены на сайте Национального института образования www.adu.by.
— Детям тяжело носить с собой в портфеле ежедневно по 5 — 6 книг. Особенно в начальной школе. Слышала, что в России уже принято решение всех школьников обеспечить электронными книгами. Планируется ли подобное у нас?
Ю.Г.: Принятое в России решение об обеспечении всех школьников электронными книгами вызывает интерес и будет рассмотрено в Министерстве образования.
Иностранный как родной
Татьяна: Будет ли введен дополнительный третий час английского языка в школах?
Ю.Г.: Да, дополнительный час на изучение иностранного языка будет введен во всех типах общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году. Соответствующее постановление Минобразования согласовано с Минфином и Минздравом. Это планируется сделать за счет уменьшения на один учебный час числа факультативных занятий.
Искандер: Уважаемый Юрий Игоревич, действительно ли вы считаете, что дополнительный академический час даст достаточные условия для полноценного изучения иностранного языка?
Ю.Г.: Дополнительный час создает условия для практически ежедневного изучения иностранного языка. Считайте сами, три недельных часа в школе (большее количество в гимназиях и лицеях) плюс домашняя подготовка к урокам.
В настоящее время готовятся методические рекомендации по изучению иностранного языка с учетом увеличения количества часов.
— А будут ли введены новые учебники?
Ю.Г.: Используемые в настоящее время в школе учебники имеют свой срок использования. А в тех учебниках, которые еще готовятся, авторы, безусловно, учтут увеличение количества часов для изучения иностранных языков.
Андрей: Какую цель ставит Министерство образования, вводя дополнительный час иностранного языка?
Ю.Г.: Повышение уровня коммуникативных, а попросту говоря, разговорных навыков владения иностранным языком. Через два года мы планируем ввести обязательный выпускной экзамен по иностранному языку за среднюю школу. Сдавать его учащиеся будут в устной форме. Поэтому сейчас учителя больше внимания станут уделять изучению лексики, а не грамматики.
При аттестации не учитывать
Юлия: Я перешла в 9–й класс. В этом году меня ожидает экзамен по белорусскому языку (диктант). И с этого года вводятся новые нормы правописания в белорусском языке. Как это отразится на подсчете ошибок в работах, выставлении оценок?
Ю.Г.: Действительно, с 1 сентября этого года вводятся новые нормы правописания в белорусском языке. Предусмотрен переходный период (3 года), учитывающий обязательность экзамена по белорусскому языку на уровне общего базового образования и ЦТ. Разработаны учебно–методические комплексы для проведения факультативных занятий по этому предмету, которые помогут учащимся усвоить изменения, произошедшие в белорусской орфографии, и приобрести практические навыки правильного письма.
В течение трех лет при проверке обучающих, контрольных или экзаменационных работ ошибки в написании слов, соответствующие нормам орфографии 1959 года, учитель должен исправлять, но при выставлении оценки не учитывать.
В переходный период при проведении ЦТ по белорусскому языку из тестовых заданий будут исключены те позиции, которые касаются изменений в правописании.
Профессии всякие нужны
Анатолий: Будет ли у нас реанимировано УПК? Знаю, что директор ПВТ Валерий Цепкало уже создает классы, в которых дети получают навыки обслуживания компьютеров и компьютерных систем. В некоторых школах дети получают водительские права. Но это единичные случаи.
Ю.Г.: Профобучение учащихся существует и сегодня. В основном такая подготовка ведется в УПК — 80,4 процента учащихся. 12,3 процента учеников проходят профобучение на базе школ, 4 процента — в сельхозорганизациях и на предприятиях, 3,1 процента — в ПТУ.
Профподготовка проводится с учетом потребностей в кадрах в различных отраслях экономики и условий, созданных в конкретном учебно–производственном комбинате. В прошлом году, например, по допрофессиональной и профессиональной подготовке более 37 тысяч учащихся, а это треть от общего числа школьников 10 — 11–х классов, обучались более чем по 50 различным специальностям.
Понятно, что в отдельных УПК не может быть представлен весь спектр специальностей. К слову, наиболее востребованными на сегодня являются профессии в сфере сельского хозяйства, торговли, общепита, ЖКХ, промышленности.
Глубина погружения
Педагог: ЦТ показывает невысокую подготовку абитуриентов. В вузы идут дети с низкими знаниями. В то же время количество часов, отводимых на изучение отдельных предметов в лицеях и обычных школах, различно. Поэтому многие учащиеся лицеев и гимназий получают больше знаний. Будет ли изменен подход к обеспечению равных возможностей учащимся в получении образования? Я имею в виду равное количество часов на отводимые предметы.
Ю.Г.: Всем учащимся предоставляются равные стартовые права получения образования. В типовом учебном плане реализовано оптимальное соотношение между предметами естественно–математического и гуманитарного цикла. Воплощение идеи равного количества часов на отводимые предметы нереально.
Лариса: Почему учебники в обычных школах, гимназиях и лицеях одинаковы, а количество часов, отводимых на их изучение, разное?
Ю.Г.: Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов в обычных школах, гимназиях и лицеях, зависит от глубины погружения в учебную программу.
— Почему выпускники лицеев и гимназий сдают вступительные экзамены с теми же требованиями, как и ученики обычных школ, хотя количество часов на обучение у них было разное?
Ю.Г.: Потому что у них одинаковый документ об общем среднем образовании — аттестат.
Константин: В учителя идут люди, набравшие на ЦТ чуть выше 100 баллов. Такие низкие баллы при поступлении означают трудности в обучении и низкий уровень подготовки будущих педагогов. В результате — замкнутый круг. Слабые учителя будут готовить слабых учеников, что может стать причиной падения уровня образования в стране в целом.
Ю.Г.: Абитуриент, ставший студентом педвуза, прежде чем получить диплом педагога, проходит достаточно объемную и качественную подготовку в вузе, которая предусматривает в том числе и педагогическую практику. Если по результатам обучения он окажется не готовым к учительской профессии, то он не получит диплом о высшем образовании.
Анастасия: Я ученица сельской школы, перешла в 10–й класс. Пыталась поступить в областной лицей, но, увы, набрали детей из города, в большинстве — из гимназии. Конечно, у них хорошие преподаватели. А у нас в школе обучение идет на низком уровне, есть учителя, которые ведут уроки по предметам, даже не являющимся родственными (например, биология и физика, история и география). При этом у нас еще белорусская школа и иностранный язык — французский. Собиралась идти в районную гимназию, но там только английский и немецкий языки...
Ю.Г.: Зачисление детей в лицеи осуществляется не в зависимости от места проживания абитуриента (город, село), а на основании конкурсных испытаний.
Евгения: Насколько школы обеспечены учителями информатики?
Ю.Г.: Все общеобразовательные учреждения страны укомплектованы педагогическими кадрами по всем учебным предметам. В том числе в них работают 2.872 педагога, которые преподают информатику, имея соответствующее образование. Также в этом году для работы в школах, гимназиях, лицеях направлен 5.241 молодой специалист — выпускники высших и средних специальных учебных заведений.
Ученица: Через три года планирую поступать в БГУ на юрфак. В прошлом учебном году на областной олимпиаде по истории получила диплом третьей степени. Зачтется ли этот диплом при поступлении, если второй профильный предмет история Беларуси?
Ю.Г.: Льготы победителям третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам при поступлении в вузы учитываются при проведении этих олимпиад в год поступления.
Андрей: Будут ли в ближайшее время создаваться профильные классы?
Ю.Г.: Профильность обучения в школе реализуется через факультативные занятия.
— Вернется ли ОМХК (отечественная и мировая художественная культура)?
Ю.Г.: Вопросы ОМХК введены в содержание предметов гуманитарного цикла, а также могут изучаться на факультативных занятиях соответствующего направления.
Дебет и кредит
Анатолий Сафонов: Нас, учителей, в особой степени интересует вопрос повышения заработной платы. Наша зарплата зависит от двух составляющих: количества часов и ставки. Да, ставку нам обещают поднять в ноябре, а количество часов в школах однозначно сократится (падение рождаемости). Поэтому повышение заработной платы смогут ощутить только те, кто будет иметь достаточную для этого нагрузку.
Ю.Г.: Предложения по повышению заработной платы в настоящее время находятся на рассмотрении в Совете Министров. Говорить конкретно о механизме повышения зарплаты учителей можно будет после того, как нормативные правовые документы по этому вопросу будут утверждены в установленном порядке.
— Будет ли из положения о заработной плате учителям удалена поправка, в которой говорится, что дополнительные занятия проводятся только с тремя и более учащимися? А если один ребенок обратился?
Ю.Г.: Когда мы говорим, что дополнительные занятия проводятся с тремя и более учащимися, то имеется в виду, что эти учащиеся будут из параллели классов. Это требование учебного плана, согласованного с Минфином. Но местные органы власти могут выделить дополнительные средства для проведения занятий и с одним учащимся.
Читатель: Будут ли учителя–предметники, подготовившие призеров областных и республиканских олимпиад, приравнены по зарплате к учителям лицеев и гимназий?
Ю.Г.: Учителя–предметники, подготовившие призеров областных, республиканских олимпиад, могут быть поощрены решениями местных органов исполнительной и распорядительной власти. Самые лучшие учителя поощряются по решению совета специального фонда Президента.
От имени директоров школ: До каких пор директора школ будут стоять перед районным управлением образования с протянутой рукой и спрашивать разрешения на покупку пачки бумаги или заправку оргтехники? Когда в школах появится свой бухгалтер и бюджет? Коммерческие фирмы численностью 5 — 10 человек имеют своего экономиста и бухгалтера, а школы численностью только работников до 200 человек не могут самостоятельно решить свои финансовые проблемы при наличии денег на счете (а чаще даже и не знают о том, сколько там денег).
Ю.Г.: Свои экономисты и бухгалтера, а также собственный бюджет могут быть в школах, имеющих статус юрлица.
Анатолий Сафонов: Будут ли школам выделены деньги на обслуживание компьютеров и оргтехники? Будут ли эти деньги заложены в школьную смету? До каких пор учителя и администрация школы будут скидываться на заправку оргтехники и ремонт компьютеров?
Ю.Г.: Материальные средства на обслуживание компьютеров и оргтехники, а также на другие вопросы, связанные с компьютерными технологиями, предусмотрены в государственной программе развития общего среднего образования за счет средств местных бюджетов.
Форма и содержание
Ольга: Школьная форма не первый год остается больным вопросом. Видите ли вы будущее за введением делового стиля для школьников? Имеет ли право учитель не пустить ребенка в школу (на урок) в случае, если он пришел в джинсах?
Ю.Г.: Полагаю, что введение делового стиля одежды для школьников себя оправдало. Деловой стиль одежды предполагает разнообразие форм и видов одежды. В какой–то степени уравнивает учащихся, родители которых имеют различный и даже очень уровень материальной обеспеченности.
Если ребенок пришел в школу в джинсах или другой одежде, по мнению учителя, не соответствующей деловому стилю, то отправить его домой он не имеет права.
Simona: Моя дочь не хочет питаться в школе. Можем ли мы отказаться?
Ю.Г.: Родители имеют право отказаться от горячего питания учащегося в общеобразовательном учреждении, написав заявление на имя руководителя с указанием причины отказа и возможности обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, прием пищи дома, во время перемен продолжительностью 20 — 30 минут и иное).
Справка «СБ»
С началом учебного года свои двери для учеников откроют более 3,5 тысячи общеобразовательных учреждений. Знания в них будут получать 950 тысяч школьников.