Шенген для белорусов: что-то мы не въезжаем
27.08.2010 11:05
—
Новости Общества
|
Фото с сайта: uvisit.net Белорусские власти не перестают жаловаться на "шенгенскую стену", которую Евросоюз поставил вдоль границ страны. Власти говорят электорату: мол, посмотрите, как они вас там в этой Европе ждут: стоимость шенгенской визы в 2008 году подняли с 35 до 60 евро, для нее нужно собрать кучу документов, да и нет гарантии, что визу дадут. И унификация всех правил в единый Визовый кодекс в апреле 2010 года серьезных изменений не принесла. Евросоюз же разводит руками: да, контакты между людьми важны, чтобы прививать Беларуси демократизацию, но подписать необходимые соглашения можно только с демократическими странами, где соблюдаются права человека. По такому замкнутому кругу долгие годы ходили белорусские власти, НГО и оппозиционные партии, убеждая ЕС в необходимости приоткрыть для белорусов шенгенский занавес. Дискриминация до сих пор налицо: для Грузии, Молдовы, России и Украины действует упрощенный режим получения шенгенских виз и стоит она 35 евро. Чем же мы хуже? С мертвой точки визовый вопрос для белорусов сдвинулся в 2009 году, когда в ответ на отдельные шаги Минска в области демократизации ЕС принял решение начать переговоры, чтобы заключить соглашение об облегчении визового режима. Еврокомиссия подготовила соответствующий мандат, и в сентябре-октябре страны Евросоюза его обсудят. "Облегчение визового режима — это лучший сигнал, чтобы показать белорусам, чтобы для нас важны контакты между людьми и повышение мобильности белорусов", — сказал во время визита в Минск еврокомиссар по Европейской политике добрососедства Штефан Фюле. Какие же сигналы посылает официальный Минск? Белорусские чиновники не устают говорить о неприемлемости подобного визового режима. Минск пытается использовать хоть небольшую лазейку — Шенгенское соглашение предусматривает для стран-соседей договор о малом приграничном движении, который упрощает пересечение границы для жителей приграничья. Уже более четырех лет идут переговоры между Беларусью и Латвией, Литвой и Польшей. Результатами хвастать пока рано. Смотрите, что получается: Минск ведет переговоры с какой-то одной страной, но итоговый документ должны одобрить все члены ЕС. Но только ли европейской бюрократией тормозится процесс? Здесь очень яркий пример — переговоры с Литвой. В сентябре 2009 года, когда Вильнюс посетил с прорывным визитом президент Александр Лукашенко, стороны заявили о готовности подписать, в частности, соглашение о приграничном движении. Соглашение стандартное. Предполагалось, что уже в 2010 году те, кто в течение трех лет постоянно проживал в 50-километровой приграничной зоне, смогут ездить в соседнюю страну по разрешениям. Они будут стоить 20 евро и действовать от года до пяти. В приграничных территориях можно будет находиться до 90 дней в течение полугода. Тем, кого поймают вне приграничной зоны, грозит депортация, и пропуск аннулируют. Но белорусы соглашение не подписали, сославшись на технические сложности. Уже в апреле 2010 года Минск предложил новый вариант, в который вошла обязательная регистрация литовцев в Беларуси. Пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных подтвердил БелаПАН, что согласование текста продолжается, но даты окончания переговоров нет. В феврале нынешнего года подобное соглашение с Варшавой подписал уполномоченный главой государства министр иностранных дел Сергей Мартынов. Интересно, что в текст соглашения с Польшей обязательная регистрация входила изначально. В мае польский Сейм ратифицировал этот документ. Ожидается, что на осенней сессии это сделает парламент Беларуси. Затем в течение 30 дней стороны по дипканалам обменяются ратификационными грамотами, и соглашение вступит в силу. Как показывает опыт, есть вопросы, в которых белорусские власти торопятся, и вопросы, в которых они торопятся медленно. Так, документы для Таможенного союза с Казахстаном и Россией были ратифицированы депутатами в срочном порядке уже после заседания. О такой спешке потом долго стеснялись объявить официально. 23 мая министры иностранных дел Беларуси и Латвии подписали соглашение об упрощении визового режима для жителей этого приграничья. Также с обязательной регистрацией для латышей. Оно вступит в силу после ратификации парламентами, но даты, опять же, неизвестны. Понятно, что визовый вопрос декларируется как важный и интересный. Почему же складывается впечатление, что в процессе его решения искусственно создаются препятствия? Методолог и аналитик Владимир Мацкевич в интервью "Белорусским новостям" отметил, что как Беларусь, так и ЕС заинтересованы в своих, узких аспектах перемещения граждан через границы, в каждом конкретном случае есть свои опасения. Так, по словам Мацкевича, ЕС ограждается от бесконтрольной миграции и требует дополнительных обоснований для въезда. А белорусские власти вряд ли сильно заинтересованы в долгосрочных визах для белорусов и не пойдут на сильное облегчение визового режима, иначе-де народ чересчур разъездится на "гнилой Запад". Переговоры идут, вопросы требуют быстрых решений, но их нет, говорит эксперт. И если втянутые в процесс службы и чиновники всех уровней не могут найти общий язык, то переговоры нужно сделать публичными и гласными, предлагает Мацкевич. Политолог Алесь Логвинец в беседе с "Белорусскими новостями" отметил, что игра продолжается с двух сторон, слова с делом расходятся и у Минска, и у Брюсселя. Если судить по заявлениям представителей ЕС, то объединенная Европа готова упростить для нас визовый режим. Но ведь политической воли нет, иначе были бы сделаны не только заявления, считает Логвинец. Так, с Македонией, Сербией и Черногорией был введен безвизовый режим, а что касается Шенгена, то даже просто снижение стоимости виз было бы воспринято белорусским обществом на ура. Однако политического желания у официального Минска еще меньше — много формальных жестов, но не шагов, считает политолог. Та же необходимость регистрации для приезжающих иностранцев лишний раз демонстрирует, что государство намерено сохранить ситуацию под своим контролем, в том числе идеологическим. Власти озвучивают проблемы, а не решают их, полагает собеседник. Нет смысла затягивать решение визовых вопросов, если стороны заявили о желании их решить. Так или иначе, результат будет один, говорит Логвинец: будут ли расширены контакты после демократизации или расширение контактов повлечет за собой демократизацию. Как Минску от Европы, так и Европе от нас закрываться — недальновидно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Визовый вопрос для Беларуси особенно чувствителен. В зависимости от стоимости визы и процедуры ее получения белорусы выбирают маршруты и места отдыха. Между тем...
|
|