Искупаться в озере, полном форели, — каково это? Пожалуй, весьма экзотично. Тем более у нас, а не за границей. Такое место есть — озеро Хатки в Барановичском районе, в глухом лесу, на территории ландшафтного заказника «Стронга» («стронга» по–белорусски — форель). Только рыбу, занесенную в Красную книгу, ловить здесь не позволят. А остальную — сколько душе угодно. Хорошо бы остаться тут на ночь, а то и на несколько деньков. Да только не всякому подойдут условия проживания. Расположенная вдоль берега туристическая зона «Хатки» не обновлялась с 1961 года. С тех пор как Гагарин полетел в космос, прогресс не коснулся этого места. А прошло уже немало — полвека.
Дешево, но сердито
Сигнал тревоги о ситуации в «Хатках» прозвучал из письма в редакцию Владимира Жуковского. «Вблизи деревень Деколы и Детковичи есть зона отдыха «Хатки». От железнодорожной остановки Детковичи до нее три километра дороги, разбитой до неприличия и захламленной битой острой железобетонной крошкой, которую насыпали и забыли разровнять», — так начинается послание озабоченного читателя «СБ», жителя соседней с зоной отдыха деревни Деколы.
«Хатки» расположены в живописном месте, — продолжает рассказ Владимир Владимирович. — До перестройки здесь отдыхали и россияне, и поляки... Хотели приехать сюда знакомые минчане Николай и Алла. Он — заслуженный строитель СССР, она — преподаватель химии в вузе. Замечательные люди, объехали весь свет, по интернету узнали про зону отдыха «Хатки». Дешево: в сутки с человека берут по 12 тысяч рублей, но еду нужно готовить самим и за продуктами ездить в соседнюю деревню Полонка по разбитой дороге или в город. До Полонки 6 км, до города — 26...
Хотя отдыхать приезжает много людей, особенно в субботу и воскресенье, но, искупавшись, уезжают. В такие дни весь берег заставлен машинами, однако стоянки — ни платной, ни бесплатной — нет. По левому берегу вывешены таблички: «Купание запрещено». Поэтому купаются с правого берега, но переплывают и на левый. Спасателей нет, хотя и много здесь детворы... А почему бы не обустроить эту зону отдыха — с пунктом питания, лодками, катамаранами, стоянкой для машин, нормальной подъездной дорогой? Это же все окупится и будет приносить доход, а не убытки и головную боль».
Взгляд сквозь витраж
Как водится, письмо позвало в дорогу. И вот я в «Хатках»... Встречаемся здесь с Владимиром Жуковским и идем выяснять, почему зона отдыха застыла в прошлом, почему не развивается.
— На месте корчмы — главной достопримечательности «Хаток» — когда–то была водяная мельница, — ведет экскурсию Анатолий Некрашевич, администратор зоны отдыха, сам когда–то приложивший руку к ее созданию. — Мельницу сожгли в годы войны. Потом, в 1961–м, на 149 бетонных сваях поставили новое здание для банкетов и танцев. Кто–то из наших сотрудников приметил похожую постройку в литовском городе Шяуляй — ее и взяли за образец. Интерьер украсили витражами тоже в прибалтийском стиле: по мотивам местного предания о Яне и Зосе, влюбленных кузнеце и крестьянке, счастье которых разбил пан, также претендовавший на руку красавицы.
Через витраж с изображением разбитого сердца виден бассейн, куда стекает вода из озера. А если спуститься по ступеням ниже — выйдешь к речушке Лохозве. В ее прозрачной воде мечутся мальки форели...
В само озеро когда–то запустили еще и белого амура — чтобы чистил дно от водорослей. К 1972 году, когда «Хатки» обустроили, здесь уже стояло шесть домиков для приезжих (каждый на шесть–семь человек), в корчме организовывали свадьбы, собирались открыть музей местной флоры и фауны.
Из Барановичей никогда не было отбоя от отдыхающих. И как будто все оставались довольны тем, что удобства минимальные: туалеты на улице, в домиках есть свет, но за горячей водой надо ходить в корчму, а чтобы помыться — в баню. Однако теперь, когда не являются роскошью биотуалеты и бойлеры, туристу хочется большего.
Вот и встреченная на крыльце одного из домиков Галина Кавелько, приезжающая сюда отдыхать уже более 15 лет, все ждет, когда сервис приблизится к общеевропейским стандартам: «Продукты завозим сюда сами, а холодильник старый... Душевая кабина тоже не помешает. Да и качели надо отремонтировать. Раньше еще на лодках можно было кататься, а теперь и их нет».
В следующем сезоне, пообещал Анатолий Некрашевич, на озеро спустят катамараны. А вот с лодками придется подождать — на них нужна специальная лицензия. Законы жесткие: по своему хотению дополнительные услуги вводить нельзя. Все дело в контроле за безопасностью отдыхающих.
— Все эти моменты (от новых холодильников до лодочной станции) требуют решения, — согласна Марина Деменчук, начальник отдела охраны труда, производственной и экологической деятельности Барановичской дистанции электроснабжения Барановичского отделения Белорусской железной дороги, собственника «Хаток». — Однако все упирается в недостаток средств. Зона отдыха — не основной наш объект, а всего лишь подсобно–вспомогательный. Первоначально это место благоустраивалось для своих работников. Не было цели создавать здесь туристический центр. Теперь, конечно, для нас очевидно: нужно проводить модернизацию. Но разработка только одного проекта по центральному водоснабжению и подогреву воды затребует миллионных сумм. Реализация идеи пока маловероятна. Ведь план оказания «гостиничных услуг» в «Хатках» составляет всего 11 миллионов рублей. Да и тем, кто сюда приезжает, хватает на выходные артезианской воды из скважины — чтобы приготовить пищу и помыться...
До нашей эры
Однако неужто «Хатки» еще полвека будут стоять в примитивном состоянии? Сюда хоть вози иностранцев, чтобы поглазели, как советские люди отдыхали в начале космической эры — аутентичность 60–х годов не нарушена никакими современными деталями, если, конечно, не считать поставленной на ремонт бани.
Впрочем, и сама Барановичская дистанция электроснабжения изношена на 70 процентов, и у ее руководства хронически болит голова, как заменить инженерные сети. Что уж там говорить о развитии туризма...
Евгений Черняк, начальник отдела по физической культуре, спорту и туризму Барановичского райисполкома, не может повлиять на ситуацию.
— «Хатки» находятся в подчинении железной дороги, и райисполком может только подсказывать, подталкивать, но заставить что–то делать мы не имеем полномочий.
Все как будто ясно: проблема не столько в отсутствии желания заниматься реконструкцией зоны отдыха, сколько в нехватке средств. Но, с другой стороны, если люди из Барановичей, Минска едут сюда на выходные — значит, спрос есть... Марина Деменчук не скрывает: и сама бы не отказалась от современных удобств. Однако пока никто не шевелится — ни в ж/д, ни в исполкоме, чтобы подыскать инвестора, который подтянет «Хатки» с 1961 года до «нашей эры». Еще одна отговорка: на балансе «железки» есть санаторий «Свитязь» и профилакторий под Барановичами. Мол, хватает для туристов мест. Но известно, что летом эти базы переполнены, путевку не достать, значит, нужно дальше развивать сферу. Однако и на этот аргумент находится отповедь: зимой дома отдыха пустуют — строить больше невыгодно... С таким подходом туристическая индустрия страны далеко не пойдет. Так и застынет на уровне благостной болтовни на тему «туристической Мекки».
Гать в будущее
Пытаюсь превратиться в оптимиста. Вокруг водохранилища Гать, связанного с «Хатками» рекой Лохозвой, «понатыканы» десятки санаториев, домов отдыха, турбаз. Недавно здесь открылся еще один туристический комплекс для рыболовов и охотников. На свои средства построил современный коттедж с баней, комфортными четырьмя номерами Барановичский лесхоз...
К слову, у лесхоза остался и старый гостевой домик — по нынешним временам довольно убогий. А в новом нет отбоя от туристов. За 50 тысяч в сутки здесь не только предоставляют ночлег, но и все удобства: кухню, бильярд, теннисный корт. За отдельную плату откроют баню: те же деньги — и парься компанией хоть целый день. В лесу туристы собирают грибы, ягоды, рыбачат на озере — за едой в магазин ходить необязательно, хотя вдоль берега открыто несколько коммерческих лавочек.
Новый туркомплекс у Гати — новейший и удачный пример для подражания. «Хатки» в ландшафтном заказнике находятся в еще более выгодных условиях: природа там сохранилась первобытная. И форель не в каждом озере водится. И не только наши, но и российские туристы не прочь съездить к нам в июле. Но только из-за дешевизны. А это самый слабый из аргументов турбизнеса...